Закон ЯНАО № 36-ЗАО от 18.04.2007
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2007 г. N 36-ЗАО
«Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа»
Принят постановлением Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 апреля 2007 г. N 825
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Уставом
Настоящий Устав в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — автономный округ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности (далее — градостроительные отношения) на территории автономного округа в пределах полномочий, отнесенных действующим законодательством в области градостроительной деятельности к ведению субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Уставе
В целях настоящего Устава, наряду с понятиями, используемыми в Градостроительном кодексе Российской Федерации, используются следующие понятия:
1) окружная целевая градостроительная программа — комплекс мероприятий, направленных на достижение четко очерченной градостроительной цели, имеющей социальное, культурное, экономическое и техническое измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема необходимых финансовых и иных ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий;
2) градостроительное проектирование — комплекс планировочных и иных мероприятий, которые необходимо выработать и задействовать для реализации целей регионального и муниципального управления и градостроительного регулирования, осуществления инвестиционных программ в области планировки, застройки и благоустройства территорий, реконструкции градостроительных комплексов зданий, сооружений, инженерных систем и природно-ландшафтных территорий;
3) градостроительная документация — документы территориального планирования и градостроительного зонирования, документация по планировке территорий;
4) градостроительные решения — решения органов государственной власти, органов местного самоуправления по развитию пространственной структуры, зонированию территорий, принятые на основании утвержденной в установленном федеральным законодательством порядке градостроительной документации.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере градостроительной деятельности
Законодательство автономного округа в области градостроительной деятельности состоит из Устава (Основного Закона) автономного округа, настоящего Устава, других законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, принимаемых по вопросам реализации полномочий субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, предусмотренных в соответствии с Конституцией Российской Федерации Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Цели и задачи градостроительной деятельности на территории автономного округа
1. Основной целью градостроительной деятельности на территории автономного округа является создание пространственной структуры, обеспечивающей на основе природных предпосылок, демографических, экономических, социальных, экологических, культурных и других жизненно важных условий и требований устойчивое развитие и использование территории автономного округа.
2. Главными задачами градостроительной деятельности в автономном округе являются:
1) обеспечение баланса государственных, муниципальных, общественных и частных интересов;
2) реализация приоритетных национальных проектов в различных сферах;
3) обеспечение безопасности жизнедеятельности и защиты территорий от воздействия опасных природных и техногенных процессов и явлений;
4) сохранение традиционных укладов хозяйствования и жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, исторически сложившихся мест их бытования и поселений;
5) сохранение объектов историко-культурного наследия;
6) обеспечение развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства;
7) создание условий для развития производственного комплекса;
8) реализация жилищной политики, включая строительство муниципального жилья, стимулирование развития индивидуального строительства;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного зонирования;
10) обеспечение населения необходимым выбором объектов коммунально-бытового обслуживания исходя из интересов различных социальных групп населения, уровня их доходов и нормативов;
11) создание условий для формирования и ведения муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Статья 5. Полномочия администрации автономного округа в области градостроительной деятельности
Администрация автономного округа осуществляет следующие полномочия в области градостроительной деятельности:
1) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам согласования проектов документов территориального планирования Российской Федерации и автономного округа;
2) принимает решение о создании согласительной комиссии для согласования проекта схемы территориального планирования автономного округа;
3) выступает в необходимых случаях с инициативой о совместной подготовке проектов документов территориального планирования с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
4) утверждает схему территориального планирования автономного округа, порядок подготовки плана реализации схемы территориального планирования автономного округа, план реализации схемы территориального планирования автономного округа;
5) утверждает региональные нормативы градостроительного проектирования;
6) направляет предложения федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о внесении изменений в утвержденные ими документы территориального планирования;
7) принимает решение о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждает данную документацию;
8) определяет в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;
9) принимает решение о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда (жизни, здоровью или имуществу) при осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
10) определяет порядок установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц;
11) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 6. Градостроительный совет при губернаторе автономного округа
1. Градостроительный совет при губернаторе автономного округа (далее — Градостроительный совет) является совещательным органом при губернаторе автономного округа и создается в целях коллегиального обсуждения и оценки:
1) градостроительных, архитектурных и инженерных решений, произведений монументально-декоративного искусства;
2) комплексных мер по благоустройству территории автономного округа;
3) проведения региональной государственной политики, направленной на реализацию приоритетных национальных проектов в различных сферах, формирование благоприятных условий проживания населения на территории автономного округа, развитие архитектуры, градостроительства, содействие сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), мест традиционного хозяйствования и расселения коренных малочисленных народов Севера, природных ландшафтов;
4) реализации проектов строительства объектов капитального строительства регионального значения и развития инженерно-транспортной инфраструктуры, а также для рассмотрения проектов и хода реализации целевых градостроительных программ, осуществляемых на территории автономного округа.
2. Положение о Градостроительном совете и его состав утверждаются постановлением администрации автономного округа.
3. Основными задачами Градостроительного совета являются:
1) рассмотрение имеющих особое значение вопросов в сфере архитектуры, градостроительства и строительного комплекса автономного округа;
2) разработка предложений по последовательному проведению единой государственной политики автономного округа в области градостроительной деятельности, определенной градостроительной документацией территориального планирования, направленной на развитие архитектуры, градостроительства, формирование полноценных условий проживания населения на территории автономного округа;
3) повышение архитектурно-художественного качества застройки и благоустройства территории автономного округа;
4) обсуждение архитектурных, проектных и строительных решений по объектам, имеющим особую социальную значимость;
5) участие в решении иных задач в сфере градостроительной деятельности в рамках своей компетенции.
4. Обязательному рассмотрению на заседании Градостроительного совета подлежат:
1) проект схемы территориального планирования автономного округа до ее утверждения;
2) проекты схем территориального планирования муниципальных районов, проекты генеральных планов поселений и городских округов автономного округа до их утверждения, подготовка которых осуществлялась за счет средств окружного бюджета, либо в случае, если с инициативой такого рассмотрения выступают органы местного самоуправления;
3) проекты окружных целевых градостроительных программ;
4) иные вопросы в соответствии с Положением о Градостроительном совете.
Статья 7. Градостроительный процесс в автономном округе
1. Градостроительный процесс — это непрерывный процесс прогнозирования, планирования, проектирования и застройки территории автономного округа, направленный на создание условий для формирования безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности, производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение объектов капитального строительства, их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и объектов капитального строительства.
2. Градостроительный процесс включает в себя анализ градостроительной ситуации, выявление и постановку задач градостроительной политики, прогноз градостроительного развития территории автономного округа, разработку окружных целевых градостроительных программ, градостроительной и проектной документации, норм и правил различных уровней, формирование и ведение муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, определение последовательности реализации окружных целевых градостроительных программ, осуществление всех видов строительства.
3. В градостроительном процессе принимают участие все субъекты градостроительных отношений.
Статья 8. Цели и принципы разработки схемы территориального планирования автономного округа
1. Целью разработки схемы территориального планирования автономного округа является определение назначения территории автономного округа для обеспечения ее устойчивого развития исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, а также развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур автономного округа.
2. Принципами разработки схемы территориального планирования автономного округа являются:
1) соблюдение баланса интересов различных видов деятельности (отраслей и функций) и различных уровней территориального управления, связанных с использованием территории и определяющих ее развитие инфраструктур;
2) профессиональная обоснованность всех предлагаемых градостроительных решений;
3) подготовка к утверждению градостроительных решений, которые могут быть реализованы только путем их принятия на региональном уровне.
Статья 9. Порядок подготовки схемы территориального планирования автономного округа
1. Решение о подготовке схемы территориального планирования автономного округа принимается в форме постановления администрации автономного округа.
2. В постановлении устанавливаются:
1) последовательность (этапы работ) по подготовке проекта схемы территориального планирования;
2) территория, в границах которой будет разрабатываться проект схемы территориального планирования;
3) порядок определения исполнителя работ по подготовке проекта схемы территориального планирования;
4) исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на выполнение функций по организации подготовки проекта схемы территориального планирования;
5) объем и стоимость работ по подготовке проекта схемы территориального планирования, в том числе работ по сбору исходных данных для подготовки проекта схемы территориального планирования (о состоянии территории, возможных направлениях ее развития, об ограничениях ее использования и другие сведения);
6) состав схемы территориального планирования.
3. Подготовка схемы территориального планирования автономного округа осуществляется исходя из двадцатилетнего срока реализации принятых в ней решений, с выделением пятилетнего этапа реализации первоочередных мер.
4. Финансирование работ по подготовке схемы территориального планирования производится за счет средств окружного бюджета.
5. Постановление администрации автономного округа о подготовке схемы территориального планирования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти автономного округа Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО «О правотворчестве».
6. Определение исполнителя работ по подготовке проекта схемы территориального планирования осуществляется в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд.
7. Государственный контракт на подготовку схемы территориального планирования с исполнителем (разработчиком) заключается в порядке, установленном гражданским законодательством. К государственному контракту должны быть приложены задание на подготовку схемы территориального планирования, смета, календарный график выполнения работ.
8. Подготовка схемы территориального планирования осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом программ в области государственного экономического, экологического, социального, культурного и национального развития автономного округа, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
9. Исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный в области градостроительной деятельности, осуществляет взаимодействие с исполнителем (разработчиком) проекта схемы территориального планирования, оказывает ему необходимое содействие в сборе исходных данных, иных материалов, рассматривает отчеты исполнителя о выполнении промежуточных этапов работ.
10. Проект схемы территориального планирования автономного округа до его утверждения подлежит согласованию с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Градостроительным кодексом Российской Федерации.
11. Схема территориального планирования автономного округа утверждается постановлением администрации автономного округа.
12. Схема территориального планирования автономного округа подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти автономного округа Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО «О правотворчестве», и размещается на официальном сайте автономного округа в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат положения о территориальном планировании и карты (схемы), указанные в статье 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 10. Внесение изменений в схемы территориального планирования автономного округа
Внесение изменений (корректировка) в схемы территориального планирования автономного округа осуществляется по инициативе заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона для подготовки схем территориального планирования автономного округа.
Статья 11. Виды документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа
1. Документами территориального планирования муниципальных образований автономного округа в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы городских округов;
3) генеральные планы городских и сельских поселений.
2. Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 12. Региональные нормативы градостроительного проектирования автономного округа
1. Региональные нормативы градостроительного проектирования автономного округа, утверждаемые в порядке, установленном статьей 14 настоящего Устава, содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории), которые учитываются при подготовке, согласовании и утверждении схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, а также проектов планировки территории, утверждаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов автономного округа.
2. Региональные нормативы градостроительного проектирования обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительных отношений в автономном округе.
3. Не допускается регламентировать региональными нормативами градостроительного проектирования положения о безопасности, определяемые законодательством о техническом регулировании и содержащиеся в технических регламентах.
4. Региональные нормативы градостроительного проектирования не должны противоречить техническим регламентам безопасности в области территориального планирования и планировки территории и подготавливаются с учетом указанных технических регламентов безопасности.
Статья 13. Состав региональных нормативов градостроительного проектирования автономного округа
1. Региональные нормативы градостроительного проектирования разрабатываются с учетом особенностей территорий муниципальных образований автономного округа, природно-климатических, социально-демографических, национальных, территориальных и других особенностей автономного округа и устанавливают минимально необходимые условия строительства и эксплуатации зданий и сооружений, использования прилегающих к ним территорий и содержат минимальные расчетные показатели:
1) определения интенсивности использования территорий различного назначения в зависимости от их расположения, а также этапов последовательного достижения поставленных задач развития таких территорий:
а) плотности населения на территориях жилого назначения, выраженной в количестве человек на один гектар территории и (или) количестве квадратных метров общей жилой площади на один гектар территории при различных показателях жилищной обеспеченности на различных этапах развития территории;
б) интенсивности использования территорий иного назначения, выраженной в процентах застройки, иных показателях;
2) определения потребности в территориях различного назначения, включая:
а) территории для размещения различных типов жилищного и иных видов строительства;
б) озелененные и иные территории общего пользования применительно к различным элементам планировочной структуры и типам застройки, в том числе парки, сады, скверы, бульвары, размещаемые на селитебной территории;
в) территории для развития сети дорог и улиц с учетом пропускной способности этой сети, уровня автомобилизации (из расчета количества автомобилей на тысячу человек постоянно проживающего и приезжающего населения);
г) территории для развития объектов инженерно-технического обеспечения;
3) определения размеров земельных участков для размещения объектов капитального строительства, необходимых для государственных или муниципальных нужд, включая размеры земельных участков для размещения:
а) объектов социального обслуживания;
б) объектов коммунального обслуживания;
в) линейных объектов дорожной инфраструктуры, включая указания о категориях дорог и улиц, расчетной скорости движения, ширине полос движения, другие показатели (при условии отсутствия таких показателей в технических регламентах);
г) линейных и иных объектов инженерно-технической инфраструктуры;
д) объектов для хранения индивидуального и иных видов транспорта;
е) иных объектов;
4) обеспечения доступности объектов социального, транспортного обслуживания путем установления расстояний до соответствующих объектов различных типов и применительно к различным планировочным и иным условиям;
5) определения при подготовке проектов планировки и проектов межевания:
а) размеров земельных участков, в том числе выделяемых для использования существующих зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома;
б) расстояний между проектируемыми:
улицами, проездами, разъездными площадками применительно к различным элементам планировочной структуры территории;
зданиями, строениями и сооружениями различных типов и при различных планировочных условиях;
6) определения иных параметров развития территории при градостроительном проектировании.
Статья 14. Порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования автономного округа, внесения в них изменений
1. Решение о подготовке региональных нормативов градостроительного проектирования принимается исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным в области градостроительной деятельности.
2. Исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный в области градостроительной деятельности, составляет:
1) техническое задание на подготовку региональных нормативов градостроительного проектирования с определением их состава (перечня расчетных показателей);
2) проект государственного контракта на разработку региональных нормативов градостроительного проектирования;
3) календарный план выполнения работ;
4) расчет и предполагаемую стоимость работ по подготовке региональных нормативов градостроительного проектирования.
3. Определение исполнителя работ по подготовке региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд.
С победителем конкурса заключается государственный контракт на подготовку региональных нормативов градостроительного проектирования.
4. Подготовленные региональные нормативы градостроительного проектирования рассматриваются исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным в области градостроительной деятельности, и направляются для согласования с заинтересованными уполномоченными государственными органами (в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие органы), органами местного самоуправления.
5. С учетом заключений уполномоченных государственных органов исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный в области градостроительной деятельности, направляет региональные нормативы градостроительного проектирования на утверждение либо на доработку с целью устранения замечаний и несоответствий, представленных уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Доработанные региональные нормативы градостроительного проектирования повторно согласовываются с уполномоченными государственными органами, после чего представляются на утверждение администрации автономного округа.
6. Региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются постановлением администрации автономного округа.
7. Подготовка, согласование и принятие решений о внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Статья 15. Состав схемы территориального планирования муниципального района
1. Схема территориального планирования муниципального района должна содержать положения о территориальном планировании (текстовая часть) и графический материал.
2. Текстовая часть схемы территориального планирования должна включать:
1) описание целей и задач территориального планирования на уровне муниципального района по направлениям: инженерное обеспечение; транспортная инфраструктура; охрана окружающей среды; рациональное природопользование; расселение; развитие производительных сил; инженерная подготовка; мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
2) анализ социального, экономического и природного потенциалов территории муниципального района;
3) предложения по развитию традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и поддержке баланса экосистемы;
4) перечень мероприятий и указание на последовательность их выполнения для достижения поставленных целей и задач, план первоочередных мероприятий по территориальному развитию муниципального района в соответствии с вопросами местного значения, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Положения схемы территориального планирования муниципального района должны предусматривать механизмы, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, развитие малого предпринимательства, эффективное управление земельными ресурсами, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование социальной политики на местном уровне.
3. Графическая часть схемы территориального планирования муниципального района (утверждаемая) должна включать следующую обязательную информацию:
1) существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;
2) границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;
3) границы территорий объектов культурного наследия;
4) границы зон с особыми условиями использования территорий;
5) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
6) границы зон разрешенного градостроительного освоения (планируемого размещения объектов капитального строительства) на межселенных территориях;
7) границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях.
4. В перечень объектов капитального строительства местного значения могут быть включены:
1) объекты электро- и газоснабжения в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
3) иные объекты, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
5. Состав графических материалов схемы территориального планирования муниципального района:
1) основной чертеж — схема территориального планирования муниципального района;
2) обосновывающие материалы;
3) схема современного использования территории муниципального района;
4) схема комплексной оценки территории муниципального района с отображением результатов анализа комплексного развития территории и выявленных социальных, экономических и природных потенциалов муниципального района.
Статья 16. Состав генерального плана поселения, городского округа
1. Генеральный план поселения, городского округа содержит текстовые и графические материалы.
2. Текстовые материалы готовятся в форме Положения о территориальном планировании, которое включает в себя:
1) цели и задачи территориального планирования;
2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
3. Графические материалы содержат утверждаемые схемы генерального плана:
1) схема существующих и планируемых границ поселения, городского округа и земель различных категорий (в случае наличия в границах муниципального образования земель иных категорий, кроме земель поселений), существующих и планируемых границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
2) схема планируемого размещения объектов капитального строительства (объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления);
3) схема планировочной организации территории поселения, городского округа (с указанием кодовых обозначений элементов планировочной структуры — район, микрорайон, квартал) для целей формирования электронной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
4) схема функционального зонирования территории (с указанием границ зон различного функционального назначения и отображением параметров планируемого развития таких зон, в том числе границ зон инженерной и транспортной инфраструктур);
5) схема градостроительных ограничений (с указанием границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия; границ земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий).
4. Для целей обоснования принятых решений генерального плана подготавливаются обосновывающие материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
5. Материалы по обоснованию проектов генеральных планов в текстовой форме включают в себя:анализ состояния соответствующей территории, проблем и направлений ее комплексного развития;обоснование вариантов решения задач территориального планирования;перечень мероприятий по территориальному планированию;обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации; перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Материалы по обоснованию проектов генеральных планов в графическом виде содержат:
1) схему сооружений и коммуникаций транспортной инфраструктуры;
2) схему инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий;
3) схему инженерной подготовки территории;
4) иные схемы.
Статья 17. Порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа
1. Подготовка схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа может осуществляться применительно ко всей территории муниципального образования либо к отдельным его частям (населенным пунктам), входящим в состав муниципального образования.
2. Глава администрации муниципального района, поселения, городского округа принимает решение о подготовке проекта документа территориального планирования, в котором устанавливаются:
1) последовательность (этапы работ) по подготовке соответствующего проекта;
2) территория, в границах которой будет разрабатываться проект документа территориального планирования;
3) порядок определения исполнителя работ по подготовке проекта документа территориального планирования;
4) орган или должностное лицо органа местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по организации подготовки проекта документа территориального планирования;
5) объем и стоимость работ по подготовке проекта документа территориального планирования, в том числе работ по сбору исходных данных для подготовки проекта документа (о состоянии территории, возможных направлениях ее развития, ограничениях ее использования и другие сведения);
6) состав документа территориального планирования.
3. Решение о подготовке проекта документа территориального планирования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
4. Определение исполнителя работ по подготовке проекта документа территориального планирования осуществляется в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок размещения заказов на выполнение работ для муниципальных нужд.
5. Исполнителем работ по подготовке проекта документа территориального планирования может быть физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым законодательством к выполнению данных работ.
6. Муниципальный контракт на подготовку проекта документа территориального планирования с исполнителем (разработчиком) заключается в порядке, установленном гражданским законодательством. К муниципальному контракту должны быть приложены задание на подготовку (корректировку) документа территориального планирования, смета, календарный график выполнения работ.
7. Подготовка проекта документа территориального планирования осуществляется на основании:
1) результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов;
2) комплексных программ развития муниципальных образований;
3) положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации;
4) положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования автономного округа;
5) положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района (при подготовке генерального плана поселения);
6) региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;
7) с учетом предложений заинтересованных лиц.
8. Проекты генеральных планов поселений и городских округов до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием населения муниципального образования, проводимых в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.
Статья 18. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений и городских округов
1. При проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.
2. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, определяется представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа в зависимости от численности населения и должна быть не более пяти процентов от всей численности населения, проживающего или зарегистрированного на территории населенного пункта. В поселениях с численностью населения менее десяти тысяч человек предельная численность лиц должна быть не более двадцати процентов.
Статья 19. Порядок подготовки и внесения изменений в документы территориального планирования муниципальных образований автономного округа
1. Внесение изменений в документы территориального планирования муниципальных образований автономного округа (корректировка) осуществляется в порядке, установленном для подготовки и утверждения соответствующих документов территориального планирования.
2. Инициаторами внесения изменений в документы территориального планирования могут быть органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления автономного округа, заинтересованные физические и юридические лица.
3. Решение главы администрации муниципального района, городского округа, поселения о подготовке изменений в утвержденные схему территориального планирования муниципального района, генеральные планы городского округа, поселения принимается при наличии обоснования внесения таких изменений, подготовленного уполномоченным органом муниципального образования в области градостроительной деятельности.
Статья 20. Состав и порядок подготовки планов реализации документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа
Состав и порядок подготовки планов реализации документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа устанавливаются постановлением администрации автономного округа.
Статья 21. Комплексные проекты управления развитием территорий автономного округа
1. В целях эффективного и экономного расходования средств окружного и местных бюджетов, оперативности подготовки, обеспечения единства и взаимной согласованности между различными видами градостроительной документации муниципальных образований автономного округа документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документация по планировке территорий муниципальных образований может разрабатываться в виде комплексных проектов управления развитием территорий (далее — комплексный проект), включающих в себя:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, городских округов;
2) планы реализации документов территориального планирования муниципальных образований;
3) правила землепользования и застройки межселенных территорий муниципальных районов, правила землепользования и застройки поселений, городских округов;
4) документацию по планировке межселенных территорий, подлежащих застройке, документацию по планировке территорий поселений, городских округов;
5) схему оценочного зонирования территории муниципального образования;
6) программу инвестиционного освоения межселенных территорий муниципальных районов, территорий поселений, городских округов;
7) организационный проект создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов.
2. Комплексные проекты являются инструментом управления территориальным развитием муниципального образования, регулирования земельно-имущественных отношений, учета и взимания налоговых и неналоговых платежей за землю и иное недвижимое имущество, повышения инвестиционной привлекательности территорий.
3. Комплексные проекты должны разрабатываться с соблюдением единых методологических подходов, принципов целостности и системности по отношению ко всем видам градостроительной и иной документации в составе комплексного проекта.
4. В задании на разработку комплексного проекта указываются требования к составу и содержанию всей входящей в него градостроительной и иной документации.
5. Сбор исходных данных для разработки комплексных проектов осуществляется одновременно для всех видов градостроительной и иной документации.
6. Публичные слушания по проектам документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории, подготовленным в составе комплексного проекта, могут проводиться поэтапно либо одновременно.
7. Исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный в области градостроительной деятельности, обеспечивает научно-методическую и методологическую основы разработки комплексных проектов.
Статья 22. Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования автономного округа и муниципальных образований автономного округа
1. Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования автономного округа и муниципальных образований автономного округа (далее — государственная экспертиза проектов документов территориального планирования) проводится органом исполнительной власти автономного округа, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования.
2. Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования проводится в порядке, сроки и на условиях, которые предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статья 23. Состав и содержание проектов планировки территорий, разрабатываемых на основании документов территориального планирования автономного округа
Состав и содержание проектов планировки территорий, разрабатываемых на основании документов территориального планирования автономного округа, соответствуют требованиям статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и уточняются в задании на разработку проекта планировки с учетом специфики территории и планируемого размещения на ней объектов капитального строительства.
Статья 24. Состав и содержание проектов планировки территорий, разрабатываемых на основании документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа
Состав и содержание проектов планировки территорий, разрабатываемых на основании документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа, соответствуют требованиям статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и уточняются в задании на разработку проекта планировки с учетом специфики территории и планируемого размещения на ней объектов капитального строительства.
Статья 25. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений администрации автономного округа
1. Подготовка документации по планировке территории, осуществляемая на основании решений администрации автономного округа, производится в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона для подготовки схемы территориального планирования автономного округа.
2. С инициативой подготовки документации по планировке территории могут выступать наряду с исполнительными органами государственной власти автономного округа иные органы государственной власти, заинтересованные физические и юридические лица.
Статья 26. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий
1. Проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в порядке, определенном статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соответствующими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
2. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
3. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий на территории автономного округа осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее — исполнительный орган в области экспертизы), или подведомственным ему государственным учреждением.
4. Положительное заключение исполнительного органа в области экспертизы является основанием для утверждения проектной документации.
Статья 27. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты
1. Лица, заинтересованные в получении разрешения на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти автономного округа, орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района, уполномоченные в области градостроительной деятельности, с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются документы, указанные в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением документов, указанных в пункте 5 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче разрешения с указанием причин такого отказа.
3. При устранении причин, в связи с которыми было отказано в выдаче разрешения на строительство, органы, указанные в части 1 настоящей статьи, повторно в течение десяти дней со дня представления необходимых документов проверяют их соответствие требованиям, установленным статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и выдают разрешение на строительство.
4. В случае отказа застройщика от строительства или изъятия земельного участка в установленном порядке при выявлении нарушений федерального градостроительного и земельного законодательства разрешение на строительство является недействительным с даты принятия решения уполномоченным органом об изъятии земельного участка.
5. Разрешения на строительство объектов капитального строительства, составляющих государственную тайну, выдаются на основании лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
6. В процессе строительства застройщик обязан информировать орган, выдавший разрешение на строительство, об отклонении от проектной документации, окончании срока лицензии и изменении иных условий, на основании которых производилась выдача разрешения на строительство.
Статья 28. Строительство, возведение строений, сооружений в случаях, когда законодательством не предусмотрена выдача разрешений на строительство
1. Перечень иных, помимо установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется, утверждается постановлением администрации автономного округа.
2. Лица, осуществляющие в установленных случаях строительство без разрешения на строительство:
1) обязаны соблюдать:
а) требования градостроительного законодательства, включая требования градостроительных регламентов, требования градостроительных планов земельных участков, в том числе определяющих минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями, иные требования;
б) требования технических регламентов, в том числе о соблюдении противопожарных требований, требований обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий, строений, сооружений и их частей;
2) несут ответственность за несоблюдение указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи требований.
3. К зданиям, строениям, сооружениям, строительство, возведение которых не требует выдачи разрешений на строительство, созданным с существенными нарушениями требований, установленных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, применяются положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации о последствиях самовольного строительства.
Статья 29. Государственный строительный надзор на территории автономного округа
1. Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в случаях и порядке, которые предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
3. Государственный строительный надзор на территории автономного округа при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, надзор за которыми в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный в области государственного строительного надзора.
Статья 30. Контроль за соблюдением органами местного самоуправления автономного округа законодательства о градостроительной деятельности
Исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный в области градостроительной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления автономного округа законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статья 31. Вступление в силу настоящего Устава
1. Настоящий Устав вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления автономного округа в области градостроительной деятельности применяются в части, не противоречащей настоящему Уставу.
3. Со дня вступления в силу настоящего Устава признать утратившим силу Закон автономного округа от 20 июня 2000 года N 23-ЗАО «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа» (Красный Север, 2000, июль, спецвыпуск; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2000, май, N 6/3) и Закон автономного округа от 29 марта 2005 года N 27-ЗАО «О приостановлении действия Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Градостроительный устав Ямало-Ненецкого автономного округа», за исключением отдельных положений» (Красный Север, 2005, май, N 31, спецвыпуск; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2005, февраль — март, N 4/2).
Статья 32. Переходные положения об утвержденной до 30 декабря 2004 года градостроительной документации, принятых до 30 декабря 2004 года правилах землепользования и застройки
1. Утвержденная до 30 декабря 2004 года градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений автономного округа в границах городской (поселковой) черты, а также принятые до 30 декабря 2004 года правила землепользования и застройки городских и сельских поселений действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
2. Принятые до 30 декабря 2004 года правила землепользования и застройки городских и сельских поселений автономного округа, других муниципальных образований автономного округа подлежат приведению в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом в срок до 1 января 2010 года.
Статья 33. Переходные положения, связанные с отсутствием региональных и местных нормативов градостроительного проектирования
1. Отсутствие региональных и местных нормативов градостроительного проектирования не является препятствием для утверждения документов территориального планирования муниципальных образований автономного округа, а также проектов планировки территории.
2. Впредь до утверждения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования решения о согласовании и утверждении документов территориального планирования и проектов планировки муниципальных образований автономного округа принимаются с учетом обосновывающих материалов к указанным документам и проектам, содержащим положения о расчетных показателях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории.
3. После утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования и впредь до утверждения местных нормативов градостроительного проектирования решения о согласовании и утверждении документов территориального планирования и проектов планировки муниципальных образований автономного округа принимаются с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования, а также обосновывающих материалов к указанным документам и проектам, содержащим положения о расчетных показателях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории.
4. При наличии местных нормативов градостроительного проектирования решения о согласовании и утверждении документов территориального планирования и проектов планировки муниципальных образований автономного округа принимаются с учетом указанных нормативов, а также обосновывающих материалов к указанным документам и проектам, содержащим положения о расчетных показателях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории.
Статья 34. Переходные положения об основаниях принятия органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа решений о резервировании земель, изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую
1. Принятие органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа решений о резервировании земель, изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую до 1 января 2008 года может осуществляться как при наличии документов территориального планирования, являющихся основанием в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для принятия соответствующих решений, так и при отсутствии таких документов территориального планирования на основании федеральных законов.
2. С 1 января 2008 года не допускается принятие органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, являющихся основанием в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для принятия соответствующих решений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статья 35. Переходные положения о подготовке документации по планировке территории
1. До 1 января 2008 года подготовка документации по планировке территории может осуществляться как при наличии документов территориального планирования, являющихся основанием в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для разработки документации по планировке соответствующей территории, так и при их отсутствии.
2. С 1 января 2008 года не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, являющихся основанием в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для разработки документации по планировке соответствующей территории, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий.
Статья 36. Переходные положения, связанные с отсутствием правил землепользования и застройки муниципальных образований автономного округа
1. При отсутствии правил землепользования и застройки муниципальных образований автономного округа с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. При отсутствии правил землепользования и застройки муниципальных образований автономного округа с 1 января 2010 года предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и схемой территориального планирования автономного округа.
3. При отсутствии правил землепользования и застройки до 31 декабря 2009 года решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимаются главами местных администраций с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в порядке, установленном уставом муниципального образования и (или) муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неелов
г. Салехард
18 апреля 2007 г.
N 36-ЗАО