Постановление N 316-п от 24.04.2019
Постановление Правительства Ярославской области от 24 апреля 2019 г. N 316-п
«Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ярославской области»
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ярославской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы строительства, развития жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения, тарифного регулирования и дорожного хозяйства.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
Д.А. Степаненко |
постановлением Правительства области
от 24 апреля 2019 г. N 316-п
Порядок
осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ярославской области
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 214-ФЗ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ), регламентирует организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее — государственный надзор) на территории Ярославской области.
Органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является департамент строительства Ярославской области (далее — департамент).
Мероприятия по контролю осуществляются уполномоченными должностными лицами департамента, включенными в Перечень должностных лиц органов исполнительной власти Ярославской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), утвержденный постановлением Правительства области от 29.12.2011 N 1199-п «Об осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее — уполномоченные должностные лица).
Государственный надзор осуществляется департаментом с применением риск-ориентированного подхода. Критерии отнесения деятельности подконтрольных субъектов к определенной категории риска при осуществлении государственного надзора приведены в приложении к настоящему Порядку.
2. Государственный надзор осуществляется с целью установления соответствия деятельности подконтрольных субъектов требованиям законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Подконтрольные субъекты — застройщики, осуществляющие деятельность в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (за исключением жилищно-строительных кооперативов).
Основные понятия, используемые в настоящем Порядке, соответствуют основным понятиям, используемым в Федеральном законе N 214-ФЗ.
3. Государственный надзор осуществляется посредством:
— проведения документарных и (или) выездных внеплановых проверок в отношении подконтрольных субъектов на предмет соблюдения ими обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования);
— принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
— организации и проведения в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
— организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольными субъектами;
— систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности подконтрольными субъектами.
4. При осуществлении государственного надзора, а также при организации и проведении проверок подконтрольных субъектов применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ.
5. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
— истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного департаментом предписания об устранении нарушения требований Федерального закона N 214-ФЗ, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены нарушения, указанные в предписании об устранении нарушений обязательных требований;
— выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
— поступление в департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанной в части 1 статьи 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ некоммерческой организации, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о фактах нарушений требований Федерального закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, актов органов местного самоуправления;
— отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;
— приказ директора (заместителя директора) департамента о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, или Правительства Российской Федерации, или Правительства области в случае выявления нарушений требований Федерального закона N 214-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации;
— требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
— поступление в департамент уведомления уполномоченного банка, предусмотренного частью 4 статьи 18.2 Федерального закона N 214-ФЗ.
6. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Выездная проверка по основаниям, указанным в абзацах втором, третьем, пятом — седьмом пункта 5 настоящего Порядка, может быть проведена департаментом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Предварительное уведомление подконтрольного субъекта о проведении выездной проверки по данным основаниям не допускается.
О проведении выездной проверки по основаниям, указанным в абзацах четвертом, восьмом пункта 5 настоящего Порядка, застройщик уведомляется департаментом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
7. Права и обязанности уполномоченных должностных лиц при осуществлении государственного надзора установлены Федеральным законом N 214-ФЗ, Федеральным законом N 294-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В случае выявления при проведении проверки нарушений подконтрольным субъектом требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уполномоченным должностным лицом осуществляется:
— выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
— контроль за выполнением выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
9. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований проводятся в целях предупреждения и устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований подконтрольными субъектами. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, осуществляются в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
10. Мероприятия по контролю без взаимодействия с подконтрольными субъектами проводятся уполномоченными должностными лицами в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых директором департамента (заместителем директора департамента), и в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
11. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности подконтрольными субъектами осуществляется департаментом путем наблюдения за соблюдением застройщиками примерных графиков реализации проектов строительства, изучения и анализа результатов проверок и контрольных мероприятий, обращений граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), публикаций в средствах массовой информации, касающихся соблюдения обязательных требований, и размещаемой подконтрольными субъектами на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об их деятельности.
12. При выявлении в ходе осуществления государственного надзора действий (бездействия) подконтрольных субъектов, содержащих признаки административных правонарушений, департамент принимает меры в сроки и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
13. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, утверждаемым приказом департамента.
14. Решения и действия (бездействие) департамента, уполномоченных должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Уполномоченные должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, совершение противоправных действий (бездействия) при осуществлении государственного надзора.
к Порядку
Критерии
отнесения деятельности подконтрольных субъектов к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
Критерии отнесения деятельности подконтрольных субъектов, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, к отдельным категориям риска разработаны с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения подконтрольными субъектами требований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и вероятности несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований.
N п/п |
Категория риска |
Критерии отнесения к категории риска |
Показатель риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Чрезвычайно высокий риск (при соответствии обоих критериев) |
нарушение сроков |
нарушение срока исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве на 12 месяцев и более |
внеплановая проверка целевого использования денежных средств участников долевого строительства в отношении субъекта в течение года, предшествующего плановому году |
не проводилась |
||
2. |
Высокий риск (при выполнении обоих критериев) |
нарушение сроков (при выполнении одного из показателей риска) |
нарушение срока исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве от 1 до 12 месяцев |
отставание от примерного плана-графика строительства от 6 месяцев и более |
|||
внеплановая проверка целевого использования денежных средств участников долевого строительства в отношении субъекта в течение года, предшествующего плановому году |
не проводилась |
||
3. |
Средний риск (при выполнении одного из критериев) |
нарушение сроков |
отставание от примерного плана-графика строительства от 1 до 5 месяцев включительно |
внеплановая проверка целевого использования денежных средств участников долевого строительства в отношении субъекта в течение года, предшествующего плановому году |
проводилась |
||
4. |
Низкий риск (при выполнении одного из критериев) |
признание подконтрольного субъекта банкротом |
подконтрольный субъект проходит процедуру банкротства либо признан банкротом |
подконтрольный субъект не может заключить новые договоры участия в долевом строительстве |
приостановка либо прекращение регистрации договоров участия в долевом строительстве в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав |
||
отсутствие нарушений показателей риска |
ни один показатель риска любой из категорий риска не нарушен |