Разъяснения от 06.06.2015

 

Федеральное автономное учреждение

«ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ от 6 июля 2015 года

По вопросу проведения в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалах государственной экспертизы в отношении проектной документации нефтяных и газовых скважин

 

Федеральными законами от 18 июля 2011 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 18 июля 2011 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения в законодательство о градостроительной деятельности, в том числе в части проведения государственной экспертизы проектной документации.

Одним из изменений явилось исключение требования о проведении государственной экспертизы в отношении проектной документации на капитальный ремонт объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 23 июля 2011 года ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы не вправе принимать соответствующую проектную документацию на государственную экспертизу.

На основании изложенного не подлежит государственной экспертизе в Учреждении и его филиалах проектная документация, подготовленная для проведения капитального ремонта нефтяных и газовых скважин и не предусматривающая строительство или реконструкцию указанных скважин, а также иных объектов капитального строительства на месторождениях (в соответствующих определениях, установленных пунктами 10, 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Так, с учетом пункта 4.1.1 ПБ 08-624-03 «Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», Учреждением и его филиалами не принимается к рассмотрению проектная документация, предусматривающая проведение следующих работ:

— подземный текущий и капитальный ремонт скважин (замена внутрискважинного оборудования, проведение ремонтно-исправительных работ, ремонт и замена испорченной части обсадных колонн, работы по ликвидации скважины после прекращения их эксплуатации);

— замена и ремонт наземного и скважинного оборудования (замена фонтанной арматуры, колонных головок, скважинного оборудования);

— модернизация оборудования скважин (замена изношенного внутрискважинного оборудования на аналогичное, либо оборудование с более высокими характеристиками надежности и работоспособности);

— расконсервация и перевод в эксплуатационный фонд ранее пробуренных скважин.

Вместе с тем к реконструкции нефтяных и газовых скважин относится строительство дополнительных стволов скважин или ответвлений на скважинах, подлежащих восстановлению путем бурения боковых стволов либо углубления забоя из существующей эксплуатационной колонны с последующим изменением конструкции скважины и ее назначения, с целью восстановления эксплуатационных свойств и обеспечения возможности эффективной добычи углеводородов. В этом случае соответствующая проектная документация подлежит государственной экспертизе в установленном порядке.

 

 

Федеральное автономное учреждение

«ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ от 6 июля 2015 года

По вопросу определения лица, уполномоченного выступать заявителем на проведение государственной экспертизы

 

Пунктом 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, установлено, что заявителем при направлении документов на государственную экспертизу может выступать:

а) застройщик;

б) технический заказчик;

в) уполномоченное техническим заказчиком либо застройщиком лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы.

 

а) В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое  лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Наличие права на земельный участок и его юридическое закрепление за правообладателем (застройщиком) подтверждаются соответствующими документами о праве на земельный участок.

б) Согласно пункту 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик — это лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет подрядчикам необходимые для выполнения ими работ материалы и документы, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу.

По смыслу пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик в отношениях с третьими лицами при направлении проектной документации на государственную экспертизу действует от имени застройщика.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает следующие договорные конструкции построения отношений, когда одно юридическое лицо действует от имени другого:

1) по модели договора поручения поверенный (юридическое или физическое лицо) обязуется совершить от имени и за счет доверителя (застройщика) определенные юридические действия. Доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2) по модели договора агентирования, когда агент (юридическое или физическое лицо) действует от имени и за счет принципала (застройщика). Принципал обязан выдать доверенность агенту.

 в) уполномоченное техническим заказчиком, застройщиком лицо,  обратившееся с заявлением о проведении государственной экспертизы, представляет на государственную экспертизу:

— доверенность, подтверждающую полномочия действовать от имени застройщика, в которой полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально (подпункт «и» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145);

— документы (заверенные копии договора поручения и/или агентирования и доверенности, выданной застройщиком техническому заказчику, доверенность, выданную уполномоченному лицу техническим заказчиком в порядке передоверия), подтверждающие полномочия действовать от имени застройщика в результате передоверия техническим заказчиком полномочий, возложенных на него застройщиком договором поручения и/или агентирования и доверенностью). В доверенности на уполномоченное лицо полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально (подпункт «и» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

 

 

Федеральное автономное учреждение

«ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ от 6 июля 2015 года

По вопросу оформления заявлений о проведении государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости

 

1. Ввиду того, что предоставление на государственную экспертизу и (или) проверку достоверности определения сметной стоимости достоверных сведений и документов является прерогативой заявителя, при направлении заявителем на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» документов в электронной форме в соответствующие заявления включается запись о соответствии представляемых документов имеющимся подлинникам на бумажном носителе.

2. На основании части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) застройщик (технический заказчик) самостоятельно определяет организацию по проведению государственной экспертизы, учитывая характеристики проектируемого объекта капитального строительства и руководствуясь критериями, установленными статьей 49 Кодекса (части 3.4, 4.1, 4.2, 4.8).

В связи с изложенным заявитель (застройщик, технический заказчик) при направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России» указывает в заявлении о проведении государственной экспертизы признак объекта капитального строительства, на основании которого заявителем было принято решение о направлении материалов в соответствующую организацию по проведению государственной экспертизы.

В качестве такого признака указывается вид объекта в соответствии с формулировками, принятыми в пункте 5.1 статьи 6 Кодекса (с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 840), а именно:

— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях на континентальном шельфе Российской Федерации;

— объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

— объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну;

— автомобильные дороги федерального значения;

— объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения;

— особо опасные, технически сложные объекты;

— уникальные объекты;

— объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности;

— объекты, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

В случае, если проектная документация подготовлена применительно к особо опасному, технически сложному или уникальному объекту, дополнительно указывается вид объекта в соответствии со статьей 48.1 Кодекса:

особо опасные, технически сложные объекты:

— объекты использования атомной энергии;

— гидротехнические сооружения первого и второго классов;

— сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными;

— линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

— объекты космической инфраструктуры;

— объекты авиационной инфраструктуры;

— объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

— метрополитены;

— морские порты (за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов);

— тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

— опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

— опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

— опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, уникальные объекты:

— объекты, имеющие высоту более чем 100 метров;

— объекты с наличием пролета более чем 100 метров;

— объекты с наличием консоли более чем 20 метров;

— объекты с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Ввиду того, что направление материалов на государственную экспертизу является прерогативой заявителя, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 7 части 8 статьи 49 Кодекса направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в государственное учреждение, которое в соответствии с Кодексом не уполномочено проводить государственную экспертизу в отношении таких материалов, является основанием для отказа в принятии указанных материалов на государственную экспертизу, ФАУ «Главгосэкспертиза России» при отсутствии у заявителя достаточных оснований для проведения государственной экспертизы на федеральном уровне обязано отказать в ее проведении.

 

 

Федеральное автономное учреждение

«ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

 

ИНФОРМАЦИЯ от 6 июля 2015 года

Об изменениях в порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, и порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 984 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

 

1. В соответствии с новыми редакциями Положений, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 и от 18 мая 2009 г. № 427 (с изменениями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 984), проведение государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, не относящихся к объектам, указанным в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий, осуществляется на региональном уровне — уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. №984 ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы вправе принимать к рассмотрению документы по объектам региональной и муниципальной собственности, финансирование строительства, реконструкции планируется осуществлять с привлечением субсидий федерального бюджета, только в случае, если актом федерального органа исполнительной власти предусмотрено пообъектное распределение таких субсидий. ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалы в отношении иных объектов региональной и муниципальной собственности осуществляют лишь завершение государственных экспертиз и проверок сметной стоимости, начатых до вступления в силу указанного постановления. Повторные государственные экспертизы и проверки сметной стоимости в отношении таких объектов после вступления в силу указанного постановления проводятся на региональном уровне.

2. В соответствии с новым порядком проведения проверки сметной стоимости превышение сметной стоимости, указанной в проектной документации, над сметной стоимостью или предполагаемой (предельной) сметной стоимостью объекта капитального строительства, установленной в решении по объекту капитального строительства (нормативном правовом акте либо ином решении о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства), не является основанием для отказа в проведении проверки сметной стоимости, в том числе повторной проверки сметной стоимости.

На этапе проверки комплектности документов, поступивших от заявителя, сравнение сметной стоимости, указанной в проектной документации, с установленной сметной стоимостью или предполагаемой (предельной) сметной стоимостью осуществляется лишь в целях определения необходимости представления заявителем письма, предусмотренного подпунктом «з.1» пункта 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427.

Так, в случае, если сметная стоимость объекта капитального строительства превышает установленную сметную или предполагаемую (предельную) стоимость, либо в случае, если решение по объекту капитального     строительства, предусмотренное подпунктом «з» пункта 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, отсутствует, заявителем должно быть представлено письмо руководителя федерального органа исполнительной власти — субъекта бюджетного планирования, подтверждающее указанную в заявлении предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта капитального строительства, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках.

Отсутствие такого письма в указанных случаях является основанием для возврата представленных заявителем документов без рассмотрения по существу (подпункт «в» пункта 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427).

3. В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 984 в порядок проведения проверки сметной стоимости, предусмотрено,

что заключение по результатам указанной проверки выдается заявителю в четырех экземплярах только в случае положительного результата такой проверки. В случае подготовки отрицательного заключения по проверке сметной стоимости соответствующее заключение выдается в одном экземпляре.

4. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. №984 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления указанного постановления в силу должны быть утверждены требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. №984 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 1 октября 2014 г. и вступает в силу с 9 октября 2014 г.

 

Наверх

Ваше сообщение