Проект приказа. Об утверждении Порядка разработки и утверждения сметных нормативов, подлежащих к применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства

 

ПРОЕКТ ПРИКАЗА

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Об утверждении Порядка разработки и утверждения  сметных нормативов, подлежащих к применению при  определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, иных источников

 

В целях реализации пункта 10 плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)», утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 30 декабря 2014 г. № ДК-П9-9653 приказываю:

1.  Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения сметных нормативов, подлежащих к применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, иных источников

2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3.  Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 декабря 2012 года № 75/ГС.

Настоящий приказ вступает в силу со дня его утверждения.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.У. Рейльяна.

 

Министр

 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ,

подлежащих к применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, иных источников

 

1. Настоящий Порядок устанавливает общие требования к процедуре представления, разработки, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также отдельные требования к процедуре представления, разработки, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых не предусматривает привлечение средств федерального бюджета и финансируется из иных источников.

2. Разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов (далее — Федеральный реестр).

3. Ежегодно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее — Минстрой России) формирует План разработки сметных нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности (далее — План).

4. Проекты сметных нормативов и предложения для включения в План представляются в Минстрой России федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами (далее — Заявители).

При включении в План:

— государственных сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, Заявителями выступают исполнительные органы государственной власти Российской Федерации,   органы   государственной власти субъектов Российской Федерации;

— территориальных сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, Заявителями выступают высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

— отраслевых сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, Заявителями выступают уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности;

— индивидуальных сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, Заявителями выступают уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся распорядителями бюджетных средств по соответствующим объектам капитального строительства;

— индивидуальных индексов изменения сметной стоимости работ и затрат при формировании начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, Заявителями выступают уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся распорядителями бюджетных средств по соответствующим объектам капитального строительства;

— сметных нормативов, которые могут применяться при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых не предусматривает привлечение средств федерального бюджета и финансируется из других источников, Заявителями могут быть иные заинтересованные юридические и физические лица.

5. В целях включения мероприятия по разработке проекта сметного норматива в План Заявитель направляет в Минстрой России заявку о включении проекта сметного норматива в проект Плана с приложением следующих документов (далее — Заявка):

а) заявление о намерении разработать сметный норматив по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

б) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости разработки сметного норматива.

Указанные в настоящем пункте документы подписываются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Заявителя.

Документы в Заявке должны быть сброшюрованы в 1 том, пронумерованы и скреплены печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Заявителя. Заявка регистрируется в Минстрое России в день подачи.

Заявка, представленная в Минстрой России с нарушением установленных настоящим пунктом требований, в том числе требований по комплектности, остается без рассмотрения, о чем Минстрой России уведомляет Заявителя в месячный срок со дня регистрации Заявки.

6. Предложения в План, представленные с соблюдением требований пунктов 4, 5 настоящего Порядка, а также мероприятия по разработке проектов сметных нормативов, подлежащие выполнению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, включаются в проект Плана.

7. План формируется Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России (далее — Департамент) с участием Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (далее — ФАУ «ФЦЦС»), в том числе на основании предложений Заявителей, и ежегодно, не позднее I квартала, утверждается курирующим деятельность Департамента заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

8. В Плане указываются:

а) наименование сметного норматива;

б) сроки подготовки технического задания на разработку сметного норматива (далее — Техническое задание);

в) лица, ответственные за подготовку Технического задания;

г)  сроки разработки сметного норматива;

д) лица, ответственные за разработку сметного норматива;

е) источник финансирования разработки проекта сметного норматива.

9.  Проект Плана и оригиналы поступивших в Минстрой России документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, направляются Департаментом в срок до 1 декабря года предшествующего планируемому в ФАУ «ФЦЦС» для проведения экспертизы целесообразности включения мероприятий по разработке проекта сметного норматива в План.

В срок до 20 декабря года предшествующего планируемому ФАУ «ФЦЦС» проводит экспертизу представленных предложений заявителей на предмет возможности, необходимости и целесообразности включения в План и подготавливает заключение о целесообразности разработки сметных нормативов (далее — Заключение).

В Заключении отражаются сведения о перечне поступивших Заявок о включении в План, перечне Заявок, предлагаемых ФАУ «ФЦЦС» к включению в План, причины нецелесообразности включения Заявок в План (в разрезе каждой Заявки).

Заключение утверждается руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ФАУ «ФЦЦС», подписывается экспертом, проводившим экспертизу документов заявителя, представляется в Департамент в одном оригинальном экземпляре, прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ФАУ «ФЦЦС».

К экспертизе представленных заявителем документов не могут привлекаться эксперты, аффилированные с разработчиком сметного норматива и/или с заявителем.

10. Департамент на основании проекта Плана и Заключения в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка подготавливает План (перечень изменений в План) для его последующего утверждения курирующим заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

11. Изменения в План подготавливаются и утверждаются в порядке, аналогичном его формированию ежеквартально.

Изменения в План могут быть внесены по инициативе Департамента, в том числе на основании предложений Заявителей.

Проекты сметных нормативов, отсутствующих в Плане, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых не предусматривает привлечение средств федерального бюджета и финансируется из иных источников, могут быть разработаны и представлены в Минстрой России в инициативном порядке.

12. Разработка проектов сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, организуется Минстроем России в соответствии с Планом.

Разработка проектов сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых не предусматривает привлечение средств федерального бюджета и финансируется из иных источников, может осуществляться в общем порядке без добавления или внесения изменений в План; при наличии положительного Заключения, указанного в пункте 10 настоящего Порядка, сметный норматив может быть включен в Федеральный реестр сметных нормативов.

13. Подготовка и разработка проекта сметного норматива Департаментом, ФАУ «ФЦЦС» осуществляется на основании технического задания.

Техническое задание должно содержать, в том числе, следующие сведения:

а) название разрабатываемого сметного норматива;

б) наименование заказчика разработки сметного норматива;

в) обоснование необходимости разработки сметного норматива;

г)  источник финансирования разработки сметного норматива;

д) сроки (этапы) выполнения работ по разработке сметного норматива;

е) нормативные источники, которыми следует руководствоваться при разработке сметного норматива;

ж) информацию об ответственных за разработку сметного норматива (с указанием о недопустимости зависимости исполнителя (подрядчика) и заказчика).

14. В случаях закупки Минстроем России работ по разработке проекта сметного норматива в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подготовка технического задания на его разработку осуществляется ФАУ «ФЦЦС» по поручению Департамента. В указанном случае техническое задание утверждается курирующим заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В случае если заказчиком разработки проекта сметного норматива является ФАУ «ФЦЦС», порядок выбора исполнителя (подрядчика) и порядок заключения контракта на разработку проекта сметного норматива осуществляется в соответствии с порядком закупок, утвержденным приказом ФАУ «ФЦЦС».

При этом порядок закупок должен предусматривать требования о недопустимости аффилированности исполнителя (подрядчика) и заказчика.

В остальных случаях подготовка и утверждение технического задания относится к компетенции заказчика разработки сметного норматива в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Подготовка и утверждение технического задания на разработку проектов сметных нормативов, включенных в План, осуществляется в сроки, установленные Планом.

15. Утверждение разработанного проекта сметного норматива осуществляется путем издания Минстроем России приказа о внесении сметного норматива в Федеральный реестр.

16. В целях включения разработанных проектов сметных нормативов в Федеральный реестр заявитель направляет следующие документы’:

16.1. Заявление в адрес Минстроя России о рассмотрении проекта сметного норматива с указанием адреса электронной почты и (или) контактного телефона заявителя.

16.2. Пояснительную записку, содержащую информацию о разработанном проекте сметного норматива: наименование и адрес разработчика, наименование и адрес заявителя, основание разработки, перечень использованных при разработке нормативно-методических документов, источник финансирования работ по разработке сметного норматива, источник опубликования сметного норматива в случае его утверждения, другую информацию, имеющую, по мнению заявителя, отношение к разработке сметного норматива.

16.3. Расчетные обоснования к проекту сметного норматива, подготовленные по формам и в соответствии с методическими документами по разработке сметных нормативов, включенными в Федеральный реестр (в зависимости от вида сметного норматива).

16.4 Проект сметного норматива, подписанного (завизированного) заявителем или уполномоченным им лицом.

16.5. Описание данных, содержащихся на электронном носителе с указанием описания содержащихся на нем сведений, а именно: название файлов, дата их создания, размер файла.

Каждый из документов, указанных в пунктах 16.1-16.5 настоящего Порядка, подписывается руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Заявителя, прошивается, нумеруется, скрепляется печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Заявителя и сброшюровывается вместе с файлом, содержащим электронную версию документов, в один том, который прошивается, скрепляется печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Заявителя.

Документы на электронном носителе, указанные в пунктах 16.1-16.5 настоящего Порядка, представляются в формате Word, Excel, PDF.

Предоставление материалов в иных форматах, обеспечивающих возможность автоматизированной проверки, согласовывается с ФАУ «ФЦЦС».

Документы, указанные в настоящем пункте, Заявителю не возвращаются и подлежат ответственному хранению ФАУ «ФЦЦС» не менее пяти лет после их направления Минстроем России.

17. Рассмотрение в ФАУ «ФЦЦС» представленных в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка материалов включает в себя проверку комплектности представленных материалов, проведение проверки представленных расчетных обоснований проекта сметного норматива, а также принятие положительного или отрицательного решения о внесении сметного норматива в Федеральный реестр.

Проверка комплектности представленных материалов, проведение проверки представленных расчетных обоснований проекта сметного норматива может осуществляться ФАУ «ФЦЦС» по поручению Департамента.

Для проведения указанной проверки оригиналы сброшюрованных в единый том документов (проектов сметных нормативов с прилагаемыми материалами) направляются в ФАУ «ФЦЦС».

В случае если состав представленных в Минстрой России материалов не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком, такие материалы возвращаются заявителю без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их регистрации в Минстрое России.

18. Проверка ФАУ «ФЦЦС» документов и материалов включает в себя, в том числе, оценку соответствия, экспертизу разработанных нормативов требованиям нормативных (методических) документов, оценку корректности расчетов, комплектности и достаточности представленных данных для принятия решения о включении разработанного сметного норматива в Федеральный реестр.

Рассмотрение проектов сметных нормативов и расчетных обоснований к ним производится в ФАУ «ФЦЦС» соответствующими структурными подразделениями (в том числе привлеченными экспертами).

При проведении экспертизы проекта сметного норматива эксперты руководствуются действующими   нормативно-методическими   документами по разработке сметных нормативов, включенными в Федеральный реестр.

В ходе экспертизы эксперты вправе создавать необходимые копии материалов, в том числе в электронной форме, проводить разброшюровку, переводить информацию в различные электронные форматы, позволяющие оптимизировать процедуру рассмотрения.

В случае выявления арифметических неточностей или необходимости приведения проектов сметных нормативов в соответствие с принятыми принципами наименований, кодификации, каталогизации, формами представления, выявления недостающих или неверно оформленных документов эксперты вправе взаимодействовать непосредственно с заявителями (разработчиками проектов сметных нормативов) и вносить соответствующие изменения, информация о которых включается в заключение.

Не допускается внесение изменений в первичные обосновывающие документы (результаты проведения хрономегражных наблюдений) к проектам сметных нормативов.

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, содержащего предмет рассмотрения, перечень представленных материалов, использованные нормативно-методические и информационно-справочные материалы, выводы о соответствии или несоответствии проектов сметных нормативов действующей методологии ценообразования в строительстве, о возможности и целесообразности включения сметного норматива в Федеральный реестр.

Экспертное заключение, подписывается экспертом (экспертами), проводившим рассмотрение, и утверждается руководителем ФАУ «ФЦЦС».

Оригиналы расчетных обоснований хранятся ФАУ «ФЦЦС» в течение не менее пяти лет со дня направления заключения в Минстрой России.

По требованию Минстроя России (обращению заявителя) оригиналы представленных на рассмотрение материалов возвращаются соответственно в Минстрой России или Заявителю. ФАУ «ФЦЦС» вправе сохранять копии поступивших материалов, в том числе в электронной форме.

ФАУ «ФЦЦС» ведет реестр заключений по проектам сметных нормативов, содержащий информацию о входящих поручениях, результатах их рассмотрения и сведения об их направлении в Минстрой России.

19. Общий срок рассмотрения представленных проектов сметных нормативов не может превышать 35 (тридцать пять) рабочих дней.

20. По итогам проверки (экспертизы) проекта сметного норматива ФАУ «ФЦЦС» направляет в Департамент следующие документы:

20.1. Сопроводительное письмо, подписанное руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ФАУ «ФЦЦС».

20.2. Заключение, указанное в пункте 18 настоящего Порядка, содержащее выводы о возможности и целесообразности включения проекта сметного норматива в Федеральный реестр.

Заключение представляется в Департамент в двух оригинальных экземплярах, скрепленных печатью и подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ФАУ «ФЦЦС».

20.3. Проект сметного норматива, рекомендуемого для включения в Федеральный реестр, подписывается экспертом (экспертами), проводившим рассмотрение, и утверждается руководителем ФАУ «ФЦЦС».

21. В случае необходимости продления срока рассмотрения проектов сметных нормативов ФАУ «ФЦЦС» письменно уведомляет об этом Департамент с указанием причин продления срока рассмотрения материалов.

В случае поступления в Минстрой России указанного уведомления ФАУ «ФЦЦС» о необходимости продления срока рассмотрения проектов сметных нормативов, срок рассмотрения представленных проектов сметных нормативов Минстроем России может быть продлен на 35 (тридцать пять) рабочих дней. В этом случае в адрес заявителя Минстроем России направляется письмо с указанием причин продления срока рассмотрения материалов.

22. Утверждение проекта сметного норматива осуществляется путем издания Минстроем России приказа о внесении сметного норматива в Федеральный реестр. Подготовку проекта приказа осуществляет ФАУ «ФЦЦС» в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия решения о внесении сметного норматива в Федеральный реестр и направляет на утверждение в Минстрой России.

Сметный норматив вносится в Федеральный реестр с указанием номера приказа Минстроя России о внесении сметного норматива в Федеральный реестр.

23. В случае отказа о внесении в Федеральный реестр проекта сметного норматива Департамент в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения экспертного заключения направляет заявителю соответствующее уведомление с указанием причин отказа.

После устранения причин, послуживших основанием для отказа о внесении проекта сметного норматива в Федеральный реестр, проекты сметных нормативов могут быть повторно представлены Заявителем на рассмотрение в Минстрой России.

24. Повторное рассмотрение проектов сметных нормативов, а также проектов изменений и (или) дополнений в них осуществляется в соответствии с пунктами 16-23 настоящего Порядка.

25. Порядок формирования и ведения Федерального реестра, внесения в него изменений, порядок предоставления сведений, включенных в указанный реестр, устанавливается Приказом Минстроя России.

26. Порядок опубликования утвержденных сметных нормативов устанавливается Приказом Минстроя России.

 

Наверх

Ваше сообщение