Проект. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Проект
Федерального закона Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822) следующие изменения:
1)абзац пятнадцатый статьи 2 после слов «представительным органом муниципального образования» дополнить словами «(выборным органом местного самоуправления)»;
2)в статье 36:
а) части 2-3 изложить в следующей редакции:
«2. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя или возглавляет местную администрацию.
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и возглавляет местную администрацию.
3. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и возглавлять местную администрацию. Данное ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.»;
б) дополнить статью частью 7.1 следующего содержания:
«8.1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность вице-главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах одновременно с главой муниципального образования.
Вице-глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным пунктами 1-10 части 6 статьи 36 настоящего Федерального закона, вице-глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования вступает в должность главы муниципального образования до истечения срока полномочий, на который он был избран на должность вице-главы муниципального образования, либо временно исполняет обязанности главы муниципального образования до вступления в должности вновь избранного главы муниципального образования.
Полномочия вице-главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочно прекращаются в случаях, предусмотренных пунктами 1-14 части 6 статьи 36 и пунктом 4 части 10 статьи 37 настоящего Федерального закона.»;
3)часть 4 статьи 37 изложить в следующей редакции:
4)«4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом муниципального образования и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации»;
4)статью 38 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
«1.1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено избрание председателя контрольно-счетного органа муниципального образования либо председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования на муниципальных выборах.
Уставом муниципального образования может быть предусмотрено избрание аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования на муниципальных выборах. В этом случае председатель и заместитель председателя контрольно-счетного органа муниципального образования избираются аудиторами контрольно-счетного органа из своего состава.»;
5)абзац первый части 5 статьи 40 изложить в следующей редакции:
«Глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Иные выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.».
Статья 2
Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 года.
Органы местного самоуправления приводят уставы муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом до 1 января 2013 года.
Действие изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в части 2 и 3 статьи 36, а также часть 4 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не распространяется на должностных лиц местного самоуправления, избранных либо назначенных до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации В. В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработан в соответствие с подпунктом «з» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 и направлен на расширение перечня муниципальных должностей, замещаемых выборным путем в целях более активного вовлечения граждан в процесс формирования системы органов местного самоуправления, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и их ответственности перед населением.
В соответствии с законопроектом предполагается закрепить в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что главы муниципальных образований избираются на прямых муниципальных выборах. При этом предполагается, что в соответствии с уставом муниципального образования избранный глава муниципального образования будет исполнять обязанности председателя представительного органа муниципального образования либо возглавит местную администрацию.
В тех муниципальных образованиях, главы которых будут работать в представительных органах, сохранится возможность назначения глав местных администраций («сити-менеджеров») по контракту. За органами государственной власти субъектов Российской Федерации будет закреплено право устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должность «сити-менеджера», что позволит целенаправленно привлекать к данной работе высококвалифицированных управленцев.
В сельских поселениях также может быть сохранена положительно зарекомендовавшая себя система «три в одном», в рамках которой избираемый населением глава одновременно возглавляет представительный орган поселения и местную администрацию. При этом будет исключена возможность возложения полномочий по руководству местной администрацией на должностное лицо, не проходившее конкурсных процедур и не получившее мандат на осуществление исполнительно-распорядительных функций непосредственно от населения.
Дополнительно предусматривается возможность включения в устав муниципального образования должности вице-главы муниципального образования, избираемого одновременно с главой муниципального образования. Предполагается, что указанное должностное лицо будет исполнять поручения главы муниципального образования и за
мещать его на период отсутствия, а в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования — вступать в должность на период до истечения срока полномочий, на который он был избран, либо временно исполнять его обязанности до вступления в должность нового главы муниципального образования.
Также предусматривается возможность включения в устав муниципального образования положений об избрании председателя, заместителя председателя либо всего состава аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования на муниципальных выборах. Указанное дополнение повлечет необходимость внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ответственный исполнитель — Минюст России, срок — октябрь 2012 года);
от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ответственный исполнитель — Минфин России, срок — октябрь 2012 года).
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной
власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.