Проект. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
ПРОЕКТ
Министерства экономического развитии Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам (в том числе уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями) в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652, № 27, ст. 3480) (далее соответственно — закупка, Федеральный закон № 44-ФЗ).
1.2. Рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее -НМЦК) с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
1.3. Рекомендации применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
1.4. Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке, в том числе проекта контракта.
1.5. Рекомендации не применяются в случаях планирования и осуществления закупок в соответствии с положением части 22 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
1.6. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включенных в государственный оборонный заказ настоящие Рекомендации применяются с учетом особенностей определения НМЦК, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), 7600).
1.7. В случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг, относящихся к видам, группам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в отношении которых в соответствии с положениями части 19 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень источников информации, используемых для целей определения НМЦК, определение НМЦК осуществляется на основании данных, полученных из источников информации, включенных в такой перечень.
1.8. При определении НМЦК рекомендуется исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые определяются целями закупок, предусмотренными статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ.
1.9. В случае, если в рамках одной закупки (одного лота) предполагается закупка различных товаров, работ, услуг, то НМЦК рекомендуется рассчитывать как сумму цен всех включенных в один лот (являющихся объектом одной закупки) товаров, работ, услуг, которые определяются в соответствии с настоящими Рекомендациями, за исключением случаев, в которых НМЦК определяется на основании информации о цене всего лота (всех товаров, работ, услуг, являющихся объектом одной закупки).
2. Обоснование НМЦК
2.1. Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых расчет был выполнен. К такой информации и документам относятся, в том числе коммерческие предложения, прайс-листы, каталоги товаров, работ, услуг с указанием цен, ответы на запросы заказчика о предоставлении ценовой информации, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, адреса информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иные указания на источники информации о ценах товаров, работ, услуг. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении обосновании НМЦК документов целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.
2.2. В целях осуществления закупки заказчику рекомендуется выполнить следующую последовательность действий:
2.2.1. определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ;
2.2.2. установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
2.2.3. провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе размещенной в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2.2.2. настоящих Рекомендаций;
2.2.4. сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом необходимо учесть наличие стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
2.2.5. проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:
2.2.5.1. нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждаются поряди определения НМЦК в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ;
2.2.5.2. актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;
2.2.5.3. правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ;
2.2.6. в соответствии с установленными статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;
2.2.7. осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Рекомендаций;
2.2.8. сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1. настоящих Рекомендаций.
3. Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
3.1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (далее — ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
3.2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
3.3. В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка) следует по результатам изучения рынка выявить:
3.3.1. товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, составленному в соответствии с пунктом 2.2.4. настоящих Рекомендаций;
3.3.2. конкретный товар, конкретные работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки, составленному в соответствии с пунктом 2.2.4. настоящих Рекомендаций, который будет приниматься для целей определения НМЦК в качестве базового объекта закупки.
3.4. Выявленные товары, работы, услуги в соответствии с пунктом 3.3.1. настоящих Рекомендаций целесообразно распределить на категории:
3.4.1. товары, работы, услуги, идентичные базовому объекту закупки;
3.4.2. товары, работы, услуги, однородные с базовым объектом закупки.
3.5. Идентичными признаются:
3.5.1. товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (технические характеристики и потребительские свойства). При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;
3.5.2. работы, услуги, обладающие одинаковыми качественными характеристиками, реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
3.6. Однородными признаются:
3.6.1. товары, которые не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Однородными товарами могут быть признаны товары одной страны происхождения, обладающие одинаковыми техническими и потребительскими свойствами, сопоставимым качеством.
3.6.2. работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. Однородные работы, услуги могут выполняться, оказываться подрядчиками, исполнителями сопоставимой квалификации с использованием различных методик, технологий, подходов, обеспечивающих сопоставимое качество результата выполнения работ, оказания услуг.
3.7. Определение НМЦК осуществляется на основании ценовой информации о товарах, работах, услугах, являющихся идентичными по отношению к базовому объекту закупки (товару, работе, услуге), а при отсутствии идентичных товаров, работ, услуг — на основании ценовой информации об однородных товарах, работах, услугах.
3.8. В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги, определенных в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Рекомендаций, для определения НМЦК заказчику рекомендуется осуществить одну или несколько из следующих процедур:
3.8.1. направить запрос о предоставлении ценовой информации потенциальными поставщиками (подрядчиками исполнителями);
3.8.2. разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — ЕИС).
До ввода ЕИС в эксплуатацию запрос о предоставлении ценовой информации может быть размещен заказчиком на собственном официальном сайте (при наличии), сайте вышестоящего государственного (муниципального) органа, в печатных изданиях по месту нахождения заказчика;
3.8.3. осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет только информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
3.8.4. осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится, в том числе:
3.8.4.1. информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3.8.4.2. информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
3.8.4.3. информация о котировках на электронных площадках;
3.8.4.4. данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
3.8.4.5. информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
3.8.4.6. информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
3.8.4.7. информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчет должна приниматься только информацию таких агентств, предоставленная на условиях раскрытия методологии расчета цен;
3.8.4.8. иные источники информации.
3.9. По инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, может быть проведено изучение рынка в целях получения ценовой информации, необходимой для определения НМЦК. Результаты таких исследований должны рассматриваются наряду с иными источниками ценовой информации.
3.10. В случае направления запроса о предоставлении ценовой информации потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), такой запрос рекомендуется направлять, в том числе поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом. Если таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было более пяти, то запрос рекомендуется направлять пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), исполнявшим контракты по наименьшей цене.
3.11. Запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать:
3.11.1. подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения количества товара, объема работы или услуги;
3.11.2. перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3.11.3. приемлемый для заказчика количественно измеряемый уровень квалификации поставщика (исполнителя, подрядчика);
3.11.4. основные условия исполнения контракта, заключаемого
по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта;
3.11.5. планируемые к закупке количество товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг;
3.11.6. сроки предоставления ценовой информации;
3.11.7. информацию о том, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
3.11.8. указание о том, что из ответа на запрос должна однозначно определяться цена единицы продукции и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены.
3.12. Запросы, предусмотренные пунктами 3.8.1 и 3.8.2 настоящих Рекомендаций, рекомендуется формировать с аналогичным содержанием.
3.13. Все документы, содержащие ценовую информацию, полученные, по запросам, предусмотренным пунктами 3.8.1 и 3.8.2 настоящих Рекомендаций, необходимо регистрировать в делопроизводстве заказчика и использовать в расчетах НМЦК.
3.14. Нецелесообразно использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:
3.14.1. представленную юридическими лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3.14.2. полученную из анонимных источников;
3.14.3. содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к такими документам.
3.15. При использовании в целях определения НМЦК ценовой информации из источников, указанных в пункте 3.8 настоящих Рекомендаций, целесообразно в порядке, предусмотренном пунктом 3.17 настоящих Рекомендаций, привести полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен в порядке, предусмотренном пунктом 3.19 настоящих Рекомендаций.
3.16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением корректировок таких условий, производимых в соответствии с пунктом 3.17 настоящих Рекомендаций.
3.17. При использовании в целях определения НМЦК ценовой информации пункта 3.8.3 настоящих Рекомендаций, необходимо дополнительно скорректировать цену товара, работы, услуги в зависимости от способа осуществления планируемой закупки в следующем порядке:
3.17.1. при проведении закупки путем проведения конкурса цену товара, работы, услуги рекомендуется увеличить на 10%:
3.17.2 при проведении закупки путем проведения аукциона — цену товара, работы, услуги рекомендуется увеличить на 13%;
3.17.3 при проведении закупки путем проведения запроса котировок, запроса предложений — цену товара, работы, услуги рекомендуется увеличить на 17%;
3.17.4. при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — цена товара, работы, услуги в соответствии с настоящим пунктом не корректируется.
3.18. Цены, используемые в расчетах Р1МЦК, приводятся в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечень и значимость указанных коэффициентов, используемых при расчетах, определяется заказчиком экспертным путем, в том числе на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов, и указываются в обосновании НМЦК. С помощью указанных коэффициентов, в том числе, могут быть учтены следующие условия:
— срок исполнения контракта;
— количество товара, объем работ, услуг;
— наличие и размер аванса по контракту;
— место поставки;
— срок и объем гарантии качества;
— изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;
— дополнительная номенклатура (комплектация) — появление новых (или исключение предусмотренных ранее) пози- I ций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;
— размер обеспечения исполнения контракта;
— срок формирования ценовой информации (учитывается в порядке, предусмотренном пунктом 3.19 настоящих Рекомендаций);
— изменение в налогообложении;
— масштабность выполнения работ, оказания услуг;
— изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
— изменение таможенных пошлин.
3.19. Цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с настоящими Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой:
4.3. При определении НМЦК нормативным методом используется информация о предельных ценах товара, работы, услуги, размещенная в ЕИС (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт).
4.4. Нормативный метод может применяться заказчиком для определения НМЦК совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения рассчитанного в соответствии с пунктом 4.2 настоящих Рекомендаций.
5. Определение НМЦК тарифным методом
5.1. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами, в том числе нижеприведенных товаров, работ, услуг:
5.1.1. электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случае закупки такой энергии у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
5.1.2. перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
5.1.3. перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
5.1.4. услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам;
5.1.5. услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам;
5.1.6. отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а именно:
5.1.7. пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
5.1.8. передача внутренней телеграммы;
5.1.9. предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;
5.1.10. распространение общероссийских телерадиопрограмм;
5.1.11. предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
5.1.12. предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);
5.1.13. предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
5.1.14. предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
5.3. При определении НМЦК тарифным методом используются утвержденные или предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление регулирования цен в соответствующей сфере деятельности.
6. Определение НМЦК проектно-сметным методом
6.1. Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства является сметная стоимость строительства объекта в составе проектной документации в текущем уровне цен на дату ее определения. Под сметной стоимостью строительства объекта капитального строительства понимается сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, включающая стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ, стоимость работ по монтажу оборудования, затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, прочие затраты, определенная в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 (МДС 81-35.2004).
6.2. В НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства включаются следующие показатели утвержденной сметной стоимости строительства объекта:
6.2.1. стоимость строительно-монтажных работ по итогам глав 1-9 сводного сметного расчета (по объектам капитального ремонта — по итогам глав 1-7), предусмотренных в МДС 85-35.2004;
6.2.2. стоимость поставки, монтажа оборудования, связанного конструктивно со строящимся зданием, его пуско-наладочные работы, если они не предусмотрены отдельной закупкой;
6.2.3. затраты на строительство временных зданий и сооружений;
6.2.4. средства на покрытие затрат строительных организаций на добровольное страхование работников и имущества, в том числе строительно-монтажных рисков;
6.2.5. компенсация на размещение отходов и загрязнение воздуха в период строительства;
6.2.6. компенсационные затраты за вырубку зеленых насаждений;
6.2.7. резерв средств на непредвиденные работы и затраты (начисляется в процентах от суммы работ и затрат, поручаемых подрядчику);
6.2.8. средства на покрытие затрат по уплате НДС.
6.3. НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства не включаются следующие показатели утвержденной сметной стоимости строительства:
6.3.1. затраты на изыскания;
6.3.2. затраты на проектирование;
6.3.3. затраты на содержание заказчика, технического заказчика (строительный контроль);
6.3.4. затраты на согласование и выдачу технических условий;
6.3.5. затраты на проведение государственной экспертизы проекта;
6.3.6. затраты на осуществление авторского надзора;
6.3.7. затраты на приобретение технологического оборудования, не связанного конструктивно со строящимся зданием, стационарно устанавливаемого и подключаемого к инженерным сетям сооружения, мебели и инвентаря общественных зданий, инструмента и инвентаря производственных зданий, пуско-наладочные работы технологического оборудования;
6.3.8. платежи за согласование, подключение объекта к наружным инженерным коммуникациям (технологическое присоединение объекта).
6.4. По ряду затрат, имеющихся в сметной документации по главам 1-9, предусмотренных в МДС 85-35.2004, заказчику целесообразно принять обоснованное решение об их включении (или невключении) в НМЦК:
6.4.1. аренда земельного участка;
6.4.2. затраты по сносу и переносу зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, по сносу лесонасаждений;
6.4.3. затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительно-монтажных работ;
6.4.4. затраты, связанные с перебазировкой строительно-монтажных организаций из одного населенного пункта в другой;
6.4.5. дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, включая затраты по снегоборьбе (на основании сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007 при сроке строительства от начала до окончания работ в соответствии с данными проекта организации строительства (далее — ПОС) в летний период (с 01 апреля по 31 октября в цену контракта не включаются);
6.4.6. другие затраты.
6.5. К обоснованию НМЦК, предусмотренному разделом 2 настоящих Рекомендаций, прилагается пояснительная записка с обоснованием решения заказчика о включении (или невключении) в расчет определенных видов затрат из сметной стоимости строительства объекта и с обоснованием их размера.
6.6. НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства рекомендуется определять следующим образом.
6.6.1. Показатели сметной стоимости строительства объекта по главам сводного сметного расчета, относящиеся к деятельности подрядчика, корректируются на индексы инфляции на период от даты разработки проектной документации до даты опубликования извещения о закупке в ЕИС (на официальном сайте) по формуле:
Если сборник по ценообразованию в строительстве субъекта Российской Федерации, определяющий индексы цен в строительстве на квартал, в котором будет осуществлена закупка, не утвержден в установленном порядке, допускается применение индексов-дефляторов по соответствующему году, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации по основному варианту (2Ь) по виду экономической деятельности «строительство».
6.6.2. Показатели сметной стоимости строительства объекта по главам сводного сметного расчета, относящиеся к деятельности подрядчика, на дату опубликования извещения о закупке в ЕИС (на официальном сайте), корректируются на индексы инфляции на период строительства, определенный в соответствии с данными ПОС.
При сроке строительства по данным ПОС в пределах одного календарного года НМЦК определяется по формуле
:
6.8. В случае если НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства превышает лимит бюджетного финансирования, утвержденный в установленном порядке на соответствующий год, то НМЦК при осуществлении закупки в соответствующем году может быть установлена:
6.8.1. равной стоимости одного из этапов строительства объекта капитального строительства, не превышающей лимита бюджетного финансирования на соответствующий год;
6.8.2. равной расчетной НМЦК при условии наличия решения соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о заключении долгосрочного контракта на строительство объекта капитального строительства.
6.9. Если строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации,
то заказчик обязан провести проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 43, ст. 5515; 2011, № 48, ст. 6935).
6.10. Планирование бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ (далее — ФЦП) и федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП) осуществляется на основании соответствующих нормативных правовых актов, в которых устанавливается объем расходных обязательств Российской Федерации на весь период реализации инвестиционных проектов с разбивкой по годам реализации в ценах соответствующих лет.
6.11. Указанные расходные обязательства являются начальной (максимальной) ценой контракта и рассчитываются на основании укрупненных нормативов цены строительства, включенных в федеральный реестр сметных нормативов и прогнозных индексов-дефляторов «инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования», которые доводятся Минэкономразвития России до главных распорядителей средств федерального бюджета в составе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в рамках подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, после их одобрения Правительством Российской Федерации. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства, размер расходных обязательств определяется на основании проектов аналогов в соответствии с Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 34, ст. 3916; 2009, № 2, ст. 247; № 21, ст. 2576; 2010, № 111, ст. 1673; 2011, № 40,ст. 5553).
6.12. На основании расходных обязательств, установленных в указанных актах, формируется начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФЦП и ФАИП.
6.13. В случае если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием указанных индексов-дефляторов, не превышает установленные в актах расходные обязательства, то начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФЦП и ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.
7. Применение затратного метода определения НМЦК
7.1. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы производимых затрат, связанных с исполнением контракта, и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.
7.2. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ настоящих Рекомендаций, или в дополнение к иным методам.
7.3. При определении производимых затрат, связанных с исполнением контракта, могут учитываться обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
7.4. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, на официальном сайте других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
8. Расчет стоимости жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы
8.1. В случаях, предусмотренных в соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявок стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
8.2. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
8.3. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта рекомендуется производить с применением методов определения и обоснования НМЦК с учетом настоящих Рекомендаций.
8.4. В целях расчета стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта заказчику рекомендуется:
8.4.1. на основе экспертных оценок определить стадии жизненного цикла товара, объекта созданного в результате выполнения работы. Такими стадиями могут быть, в том числе проектирование, создание (производство), ввод в эксплуатацию, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, модернизация, а также утилизация;
8.4.2. определить объем затрат, возникающих в рамках каждой стадии жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта;
8.4.3. с использованием методов определения и обоснования НМЦК определить цену каждой стадии жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта в ценах текущего года В случае если продолжительность стадии жизненного цикла превышает один год, целесообразно определить цену каждого года стадии жизненного цикла;
8.4.4. произвести индексацию полученных в соответствии с пунктом 8.4.2. настоящих Рекомендаций цен с учетом прогнозируемой экспертным способом инфляции и иных факторов, которые могут влиять на изменение цен товаров, работ, услуг.
8.4.5. определить стоимости жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы как сумму проиндексированных цен в соответствии с пунктом 8.4.4 настоящих рекомендаций;
8.4.6. сформировать обоснование стоимости жизненного цикла товара, объекта, созданного в
результате выполнения работы.
1 В приложении указываются все источники информации, используемые в расчете. В случае если информация получена в ответ на запрос о предоставлении ценовой информации, в обосновании указываются реквизиты соответствующих ответов.
Объем представления информации в обосновании НМЦК о количественных данных и результатах должен быть достаточным для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Федеральным законом № 44-ФЗ порядка определения и обоснования НМЦК путем обращения к соответствующим источникам информации (в соответствии с пунктом 1.10 настоящих Рекомендаций). Обоснование НМЦК должно содержать обоснования используемых коэффициентов и индексов.
Приложение № 2
Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать общедоступную информацию о рыночных ценах товаров, работ, услуг, к такой информации относится, в частности, информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
В целях получения ценовой информации, содержащейся в контрактах, заказчикам необходимо использовать реестры государственных контрактов, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт).
Для этого необходимо:
1. Выполнить вход на официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресу www.zakupki.gov.ru.
2. Выполнить вход в раздел «Единый реестр государственных и муниципальных контрактов».
3. В целях выполнения поиска по конкретным параметрам закупки необходимо открыть страницу расширенного поиска, для этого необходимо нажать ссылку «Расширенный поиск» в блоке поиска на странице «Реестр контрактов».
4. На странице расширенного поиска в блоке «Общая информация о контракте» необходимо изменить статус контракта, а именно перейти на закладку «Исполнение завершено». Для этого необходимо выбрать данную закладку на странице «Реестр контрактов». На закладке «Исполнение завершено» отображаются реестровые записи, для которых «Сведения об исполнении действия контракта» опубликованы по всем этапам оплаты контракта.
Изменение статуса контракта необходимо в целях обеспечения требований пункта 1 части 18 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ в соответствии с которым, для целей определения НМЦК необходимо использовать ценовую информацию содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
5. В целях поиска ценовой информации максимально приближенной к потребностям заказчика возможно установление различных критериев поиска, например, в блоке «Общая информация о контракте» можно установить диапазон дат заключения контракта, в блоке «Информация о заказчике» можно установить поиск по конкретному региону заказчика, в блоке «Информация о заказе» — способ размещения заказа, в блоке «Информация о поставщике (исполнителе, подрядчике)» может быть задан статус поставщика, а именно:
— субъект малого предпринимательства;
— учреждения уголовно-исправительной системы;
— общероссийские общественные организации инвалидов;
и другие критерии, имеющие значение для заказчика и способные влиять на цену контракта.
6. Для осуществления поиска по параметрам предмета закупки необходимо задать требуемые заказчику критерии поиска предмета закупки в блоке «Предмет контракта».
Критерий «наименование товара, работ, услуг» — можно указать часть наименования или полное наименование товара, работы, услуги (например, канцелярские принадлежности, мебель, молоко и проч.)
Использование признака «С учетом всех форм слов» позволяет выполнить поиск любого соответствия, в том числе любого словосочетания с другим порядком слов, с учетом морфологии русского языка. При установке признака «Строгое соответствие», выполняется поиск указанного значения. Поиск может осуществляться либо с учетом всех форм слов, либо по строгому соответствию.
Также можно выбрать значение из классификатора при помощи ссылки «Поиск в классификаторе». Для этого необходимо выбрать код продукции — ввести значение вручную либо нажать ссылку «Поиск в классификаторе». При вводе в поле значения кода и нажатии рядом с полем ссылки «Поиск в классификаторе» введенное значение скопируется в строку поиска в открывшемся окне поиска в классификаторе.
В целях выявления сопоставимых условий возможно установить приемлемый заказчику диапазон условий, таких как, цена за единицу товара, работ, услуг; количество товара, работ, услуг; общая сумма по коду продукции. При этом, если установить признак «Включая вложенные позиции», поиск будет осуществляться по указанной позиции классификатора с учетом всех установленных заказчиком условий.
7. После заполнения всех необходимых заказчику параметров необходимо нажать кнопку «Найти». Поиск будет производиться среди всех находящихся в Реестре контрактов с учетом заданных параметров.
В результатах поиска будут отображены контракты, удовлетворяющие одновременно всем заданным критериям поиска.
В целях объективного и корректного сбора информации для определения НМЦК заказчикам необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в прикрепленных контрактах. Для этого необходимо перейти в «Карточку контракта» далее в закладку «Документы». Указанная закладка содержит прикрепленные документы, в том числе контракт, заключенный по результатам проведения процедуры закупки. Наименование прикрепленного документа является гиперссылкой для сохранения или открытия документа.
Из отображенных по результатам поиска контрактов, заказчику необходимо выделить и использовать для подготовки обоснования НМЦК контракты с условиями схожими с потребностями заказчика. Такими условиями могут быть:
— условия о предмете договора (количество и наименование товаров, работ, услуг);
В целях обеспечения условий конкуренции рекомендуется при выборе товара, работы, услуги в соответствии с настоящим пунктом отдавать предпочтение товарам, работам, услугам, наиболее полно удовлетворяющим потребности заказчика, обладающим улучшенными техническими и качественными характеристиками и свойствами. Остальные выявленные товары, работы, услуги необходимо распределить на категории идентичные товары, работы, услуги и однородные товары, работы, услуги;
— дата поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
Наиболее приближенная к процедуре закупки заказчика дата поставки товара, выполнения работ, оказания услуг по отобранному в реестре контрактов контракту позволит наиболее точно определить актуальные цены на товар, работы, услуги;
— сроки и порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (поставка всего объема сразу или партиями, по одному адресу или по нескольким адресам и т.д.);
— порядок и сроки оплаты (в том числе, наличие и размер аванса);
— наличие обеспечения контракта и другие условия контракта, являющиеся, по мнению заказчика, существенными и способными оказывать влияние на цену контракта.
По результатам проведенного отбора контрактов заказчику рекомендуется исходить из необходимости использования в расчетах не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Полученная ценовая информация используется заказчиком для определения и обоснования НМЦК с учетом положений раздела 3 настоящих Рекомендаций
Приложение № 3
Пример определения и обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками
Необходимо осуществить закупку сплит-систем в количестве 10 штук.
В целях установления НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчику необходимо определить четкие параметры предмета закупки, а также основные, оказывающие влияния на цену, условия исполнения контракта.
Указанные сведения выявляются при подготовке и формировании потребности заказчика, а также при подготовке технических требований, спецификаций и технических заданий на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, и подготовке документации о закупке.
Таким образом, при потребности в сплит-системе, заказчик выявляет возможные характеристики, требуемого оборудования, например:
— размеры оборудования;
— тип (моноблок, мультисплит-система, сплит-система);
— тип внутреннего блока (канальный, кассетный, колонный, мобильный, напольно-потолочный, настенный, оконный);
— число внутренних блоков мультисплит-системы;
— уровень шума;
— режимы работы (охлаждение, охлаждение/обогрев);
— обслуживаемая площадь;
— наличие пульта дистанционного управления;
— режим приточной вентиляции;
— наличие сенсора движения;
— инверторное управление мощностью;
— наличие автоматического режима;
— наличие ночного режима;
— наличие режима осушения воздуха;
— наличие фильтров тонкой очистки воздуха и другие.
Исходя из возможных характеристик оборудования, заказчик выявляет характеристики, соответствующие его потребностям, например, заказчик определил, что ему требуется настенная сплит-система с режимом работы на охлаждение и обогрев, с обслуживаемой площадью от 30 до 50 кв.м., с инверторным управлением мощностью.
Далее, заказчику необходимо провести анализ рынка в целях выявления предложений, соответствующих установленным требованиям к продукции по определенным параметрам.
Сведения о конкретных моделях товаров, их производителях и поставщиках можно получить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в каталогах и других справочных изданиях.
По итогам проведения анализа рынка заказчик выявил конкретные модели полностью соответствующие всем указанным заказчиком требованиям, а именно:
1. Модель 1;
2. Модель 2;
3. Модель 3;
4. Модель 4.
Заказчиком для расчета НМЦК принимается товар, наиболее полно удовлетворяющий потребностям заказчика, а именно Модель 1, так как она обладает дополнительными преимуществами в сравнении с остальными моделями, а именно: наличием плазменного фильтра, генератора анионов и невысоким уровень шума.
Далее, с использованием реестра государственных контрактов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru, необходимо найти ценовую информацию о закупках, выбранной заказчиком модели сплит-системы.
Механизм поиска информации в реестре контрактов описан в «Рекомендациях по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиком» (Приложение № 2 к настоящим Рекомендациям).
Следует помнить, для выявления максимально приближенной к требованиям заказчика информации, целесообразно учитывать различные условия исполнения контракта, схожие с требованиями заказчика (например, сроки и порядок поставки, объем поставки, сроки и порядок оплаты, наличие обеспечения контракта и прочие).
Таким образом, по результатам проведенного поиска, заказчик выявил следующее:
Цена за единицу товара |
Объем |
Условия оплаты |
Условия поставки |
Дата заключения контракта |
Обеспечение контракта |
29000,00 |
5 |
Без аванса, до 25 декабря 2013 |
Поставка и установка в течение 10 календарных дней после заключения Контракта |
Май 2013 |
|
17899,73 |
18 |
Без аванса, по факту поставки и монтажа товара в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания сторонами счетов, счетов-фактур, товарных накладных и Актов приема-передачи товаров. |
Поставка, монтаж и пуско-наладка в течение 15 рабочих дней со дня подписания государственного контракта |
Апрель 2013 |
|
36000,00 |
3 |
Без аванса, по факту поставки товара Поставщиком, в течение 30-ти банковских дней с момента поставки. |
Срок поставки товара — в течение 10 календарных дней с момента подписания контракта. Срок ввода в эксплуатацию -не позднее 15.10.2012 |
Апрель 2013 |
|
37029,60 |
3 |
Без аванса, оплата в течение 100 (ста) банковских дней с момента поставки и установки Товара. |
Доставка и установка в течение 8 рабочих дней после заключения Контракта |
Февраль 2013 |
|
В ходе проведения анализа рынка заказчиком могут быть выявлены также цены на однородные товары. В нашем случае: Модель 2, Модель 3, Модель 4. В случае отсутствия цен на идентичные товары, необходимо использовать цены на однородные товары.
С учетом существенного различия объемов закупки в найденных примерах, целесообразно применить корректирующие коэффициенты и индексы, перечень и размер которых необходимо обосновать и привести в обосновании НМЦК. Например, заказчик может произвести апроксимацию функции цены товара по известным значениям, используя стандартные функции табличных редакторов (например, MicrosoftOfficeExcel).
Предположим, что заказчик посчитал применение корректирующих коэффициентов и индексов не целесообразным, в этом случае, используются искомые значения, полученные из реестра государственных и муниципальных контрактов.
Необходимо определить коэффициент вариации — среднее значение цены — 29982,33 руб., среднее квадратичное отклонение 8809,66, коэффициент вариации — 29,38% — совокупность цен принимается однородной.
Вычисляем НМЦК по формуле:
Приложение № 4
Пример расчета НМЦК затратным методом
Предмет контракта: НИР по теме: «Разработка методов повышения эффективности государственных закупок»
Содержание работ (услуг) |
Трудоемкость, чел./мес. |
Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес. |
Стоимость работ, руб. |
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок |
8 |
40 000,00 |
320 000,00 |
Вид работ № 2 Анализ правоприменительной практики реализации законодательства РФ в сфере закупок |
8 |
22 000,00 |
176 000,00 |
Вид работ № 3 |
8 |
30 000,00 |
240 000,00 |
Вид работ № 4 |
6 |
15 000,00 |
90 000,00 |
Вид работ № 5 |
20 |
45 000,00 |
900 000,00 |
Вид работ № 6 |
12 |
45 000,00 |
540 000,00 |
Вид работ № 7 |
16J |
45 000,00 |
720 000,00 |
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции (фонд оплаты труда), руб. |
78 |
|
2 986 000,00 |
Отчисления на социальные нужды, руб. |
1 015 240,00 |
||
Материалы, руб. |
0 |
||
Спецоборудование для научных (экспериментальных) работ, руб. |
0 |
||
Прочие прямые расходы (0%), руб. |
0 |
||
Накладные расходы (40%) |
1 194 400,00 |
||
Себестоимость работ, руб. |
5 195 640,00 |
||
Прибыль (5%), руб. |
259 782,00 |
||
Сметная стоимость контракта, руб. |
5 455 422,00 |
||
Сметная стоимость контракта, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,06), руб. |
5 782 747,32 |
Приложение № 5
Пример расчета стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта
В целях расчета стоимости жизненного цикла объекта закупки заказчик может осуществлять расчет стоимости каждой стадии жизненного цикла с помощью одного или нескольких методов, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, а также с применением настоящих Рекомендаций.
Рекомендуется выделить стадии жизненного цикла объекта закупки, определить их временную продолжительность, а также выбрать с учетом настоящих Рекомендаций приемлемый метод или несколько методов расчета НМЦК.
п/п |
Стадия жизненного цикла |
Продолжительность, лет |
Метод(ы) расчета |
Стоимость, руб. |
1 |
Определение исходных требований к объекту, включая процессы маркетинговых исследований заказчика и подрядчика (поставщика), формирования исходных технических требований к объекту, проведение конкурса среди подрядчиков (поставщиков) на разработку и (или) изготовление объекта, первоначальное прогнозирование стоимости жизненного цикла и разработку основных положений проекта договора на создание объекта |
|
|
|
2 |
Разработка объекта, включая процессы выполнения НИР по изысканию путей и принципов рационального создания нового (модернизации действующего) объекта для формирования технического задания, детальное прогнозирование стоимости жизненного цикла, выполнение ОКР по разработке и созданию опытных образцов нового (модернизированного) объекта, проведение их испытаний |
|
|
|
3 |
Производство, включая подготовительные процессы по обеспечению готовности предприятия к производству и выпуску (поставке) в заданном объеме нового (модернизированного) объекта в соответствии с техническими требованиями техническим заданием, конструкторской документацией, производственные процессы его изготовления на стадии установившегося производства, а также процесс прекращения производства (снятие с производства) объекта |
|
|
|
4 |
Эксплуатация |
|
|
|
5 |
Модернизация, включая процессы, направленные на своевременную замену части оборудования объекта на новое для улучшения его потребительских свойств и технико-экономических показателей объекта |
|
|
|
6 |
Утилизация, включая комплекс документированных организационно-технологических мероприятий по списанию единицы объекта, ликвидации и удалению отходов составных частей объекта с составлением описи составных частей, подлежащих снятию с объекта и пригодных для повторного использования |
|
|
|