ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.О новых отраслевых сметных нормативах Минтранса России, применяемые при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог
Министерство транспорта Российской Федерации
О новых отраслевых сметных нормативах Минтранса России, применяемые при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к сборнику элементных сметных норм по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений
Используемые в настоящее время «Временные сметные нормы и расценки на работы по зимнему содержанию автомобильных дорог» и «Временные сметные нормы и расценки на работы по летнему содержанию автомобильных дорог» утверждены Министерством транспорта Российской Федерации в 2003 г, (далее — ВрСНиРс-2003). Указанные сборники разработаны в разрезе федеральных округов в соответствии с действовавшей на тот момент классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования 2002 года. При этом стоимостные показатели рассчитаны в уровне цен 1 квартала 2002 года (для зимнего содержания) и 1 квартал 2003 года (для летнего содержания), исходя из ставок оплаты труда, принятых в отраслевом тарифном соглашении на 2002-2004 годы.
С момента утверждения и введения в действие указанных норм в дорожной отрасли произошли значительные изменения, касающиеся ее технической модернизации и нормативно-правовой базы. В 2004-2006 гг. разработан ряд документов, содержащих производственные и сметные нормы на работы по содержанию автомобильных дорог с использованием новой техники и технологий, а также по содержанию искусственных сооружений. В 2007 году Минтрансом России утверждена новая классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правила их расчета.
Представленный на утверждение отраслевые сметные нормативы учитывают произошедшие в отрасли изменения и охватывает значительно более широкий круг работ по содержанию дорог, в том числе:
1) работы по содержанию автомобильных дорог, не учитывавшиеся в расчетах на содержание до выхода постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» и закрепленные приказом Минтранса РФ №157 от 01 ноября 2007 г. о реализации указанного постановления (в сборник включены разделы «Погрузочно-разгрузочные работы» и «Транспортные работы»; дополнен нормами на ликвидацию колей, содержание шумозащитных экранов и надземных пешеходных переходов, в сборник включен также раздел «Дорожная разметка», содержащий в том числе новые нормы на нанесение разметки термопластиком);
2) работы по содержанию искусственных сооружений (сборник дополнен разделами «Летнее содержание мостовых сооружений» и «Зимнее содержание мостовых сооружений», другие разделы дополнены рядом норм, касающихся содержания труб, лотков и быстротоков, дренажа, водоприемных колодцев, лестничных сходов);
3) работы, выполняемые с применением новых видов техники и технологии. На настоящий момент сборник содержит 765 норм, из которых 297 (40%) введены впервые по отношению к утвержденным ВрСНиРс-2003.
Кроме того, ряд ранее действовавших норм откорректирован по результатам их апробации (в основном, в части использования машины дорожной службы, которая обеспечивает перемещение рабочих и инструментов, а также материалов, используемых в небольших количествах, в течение рабочей смены). Разряды рабочих приведены в соответствие с новой редакцией Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Основным отличием представленных отраслевых сметных нормативов от ВрСНиРс-2003, которые были рассчитаны для техники, применявшейся еще в 80-х годах, является то, что он дополнен нормами для широко используемых в отрасли новых, более мощных машин.
Учтено пополнение парка дорожной техники новыми комбинированными дорожными машинами. Эти машины отличаются от ранее существовавших КДМ большей мощностью и грузоподъемностью. Они комплектуются различным оборудованием, расширяющим возможности их применения для содержания дорог, например: краном, косилкой-кусторезом, оборудованием для заделки выбоин в покрытии, «гидропушкой» и щетками для очистки знаков и ограждений, не считая основного плужно-щеточного оборудования для очистки покрытий. Поэтому в новом сборнике предусмотрены десятки работ с использованием новых КДМ. Это скашивание травы и срезка кустарника косилкой-кусторезом, установленной на КДМ, очистка покрытия летом (сухая и с увлажнением), очистка покрытия зимой. Разработаны нормы на обработку дорог КДМ противогололедными материалами с применением различных технологий: пескосоляной смесью или песком, чистыми солями — твердыми и жидкими. (В сборнике 2003 г. была единственная норма на россыпь пескосоляной смеси или фрикционных материалов, рассчитанная для КДМ с меньшей грузоподъемностью). Также разработаны новые нормы на ямочный ремонт с использованием ремонтера на базе современных КДМ. Учтена возможность использования дополнительного оборудования комбинированных дорожных машин для летней и зимней очистки знаков и ограждений (очистка знаков при помощи «гидропушки» и дисковой щетки, очистка ограждений специальной боковой щеткой).
При выборе технологии планировки откосов или профилирования водоотводных канав предусмотрена возможность рассчитать затраты на выполнение этих работ средними и тяжелыми автогрейдерами, экскаваторами-планировщиками (нормы 2003 г. предусматривали только средние автогрейдеры). Разработаны нормы на очистку дорог от снега тяжелыми автогрейдерами.
Внедрение новой техники тесно связано с появлением новых технологий. В данный сборник впервые включены сметные нормы на заделку выбоин и раскрытых трещин в покрытии струйно-инъекционным методом, который позволяет получить достаточно качественные результаты с меньшими затратами времени и средств по сравнению с традиционными технологиями.
Нормами раздела «Содержание земляного полотна и водоотвода» предусмотрено широкое применение для скашивания травы и срезки кустарника косилок-кусторезов, которые позволяют не только срезать, но и одновременно измельчать растительность. Это позволяет сократить расходы на сгребание, складирование и вывоз травы и кустарника. Также для решения проблемы утилизации растительного мусора, образующегося при вырубке деревьев, кустарника и подлеска в лесополосах, предусмотрена норма на дробление древесно-кустарниковой растительности в щепу специальной навесной установкой на базе пневмоколесного трактора. Образующаяся в процессе переработки щепа может одновременно с дроблением разбрасываться по откосу, превращаясь в органическое удобрение, либо, при очень больших количествах, может быть вывезена для дальнейшей утилизации.
В новый сборник включен ряд механизированных работ, представляющих альтернативу ручным работам. К ним относится уже упоминавшаяся технология скашивания травы и кустарника косилками-кусторезами с одновременным измельчением растительности, применение при ямочном ремонте асфальтобетонных покрытий самоходных фрез и виброплит, использование для очистки знаков и ограждений дополнительного оборудования комбинированных дорожных машин. В дополнение к одному виду работ по ручной уборке снега из-под барьерного ограждения предусмотрены три нормы на механизированные процессы: на сдвигание снега из-под барьерного ограждения автогрейдерами с навесным оборудованием; на уборку снега за барьерным ограждением автогрейдерами с навесным оборудованием; на уборку снега за барьерным ограждением тракторами с навесным оборудованием.
Нормы нового сборника предусматривают очистку тротуаров и площадок отдыха навесным оборудованием на пневмоколесных тракторах и КДМ.
Новым направлением является применение малой техники. Например, для очистки тротуаров на мостах и путепроводах разработаны нормы с использованием малогабаритных подметальных машин и снегоуборщиков, которыми управляют не машинисты, а рабочие.
Несмотря на общую инновационную направленность представленного на утверждение сборника, исключение из его состава норм на работы, выполняемые вручную, в настоящий момент нецелесообразно. При разработке и введении в действие сметных норм необходимо учитывать тот факт, что сметные нормы предназначены для определения средних плановых затрат на выполнение работ должны учитывать возможность их выполнения с использованием различных видов техники и технологий. Включение в состав норм новых дорогостоящих механизированных работ с одновременным исключением расценок на дешевый ручной труд приведет к значительному повышению норматива на содержание. Кроме того необходимо иметь в виду, что многие работы по содержанию обстановки дорог и мостовых сооружений являются малообъемными, в ряде случаев выполнение работ вручную более эффективно с точки зрения соотношения цены и качества. Например, выбор технологии очистки знаков и ограждений зависит on степени их загрязнения. При очистке и мойке вручную поверхность очищается более тщательно и при этом меньше повреждается, что немаловажно. Во-вторых, если затраты времени на выполнение ручной и механизированной работы сопоставимы, то их стоимость может различаться на порядок. Например, затраты времени на очистку 100 знаков снега вручную составляют 3,68 чел.-час и 0,46 маш.-час машины дорожной службы, а затраты времени на очистку тех же 100 знаков дисковой щеткой КДМ — 3,29 чел.-час. и 3,29 маш.-час. КДМ. Учитывая разницу в затратах на эксплуатацию машин, получаем (в ценах Московской области), что механизированная работа в данном случае обходится в 8,5 раз дороже.
Кроме того, наличие в сборнике широкого перечня норм, как для механизированных, так и для ручных работ, позволяет использовать его для оценки затрат на содержание тех объектов, для которых еще не разработаны специальные нормы. Например, открытых и закрытых тоннелей, подземных пешеходных переходов.
Таким образом, разработанные отраслевые сметные нормативы является необходимым и актуальным инструментом для расчетов затрат на содержание дорог. Он предназначен для перспективного и годового планирования при формировании программ Росавтодора, для определения ориентировочных договорных цен организациями-заказчиками, для оценки своих возможных затрат организациями-подрядчиками, в том числе — при использовании различных видов техники и технологий.
Примечание:
Сметные нормы разрабатывают не для конкретных марок (моделей) машин, а для групп машин с близкими показателями производительности. Для того, чтобы сметная норма была достоверной необходимо получить распространение производственного процесса и провести достаточно большое количество наблюдений, иначе результаты наблюдений отличаются значительным разбросом и не обладают достаточной представительностью.
По результатам натурных наблюдений рассчитываются производственные нормы, привязанные к конкретным модификациям машин и условиям работ. Затем на базе производственных норм, путем анализа, усреднения, применения специальных поправочных коэффициентов рассчитываются сметные нормы. Эксклюзивные, малораспространенные работы в сборники сметных норм не включаются.
В 2012 году проведены натурные наблюдения (включая хронометраж производственных процессов) для сбора данных, необходимых для разработки новых норм по видам работ, производственные нормы, а также проведена работа по сбору и обобщению информации о текущих ценах на ресурсы, по результатам которых рассчитаны единичные расценки по всем субъектам Российской Федерации.
Минтранс России