Постановление № 5859-7 ГД от 19.03.2019
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА седьмого созыва
Федерального собрания Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 марта 2019 г. № 5859-7 ГД
Об информации Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В. Якушева о реализации государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также о перспективах развития жилищного строительства и ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда»
Заслушав и обсудив в рамках «правительственного часа» 23 января 2019 года информацию Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В. Якушева о реализации государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также о перспективах развития жилищного строительства и ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В. Якушева о реализации государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также о перспективах развития жилищного строительства и ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Ю.В. Росляка.
3. Отметить необходимость безусловного достижения поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальной цели улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно.
4. В целом поддержать разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации национальный проект «Жилье и городская среда», включающий в себя федеральные проекты «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
5. Обратить внимание Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на необходимость:
— соблюдения сроков подготовки нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов;
— обязательного учета мнения субъектов Российской Федерации при разработке и утверждении региональных параметров, обеспечивающих достижение целевых показателей национального проекта «Жилье и городская среда».
6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о возможности увеличения расходов федерального бюджета на обеспечение реализации государственных программ по модернизации коммунальной инфраструктуры, включая малые города, исторические поселения и сельские поселения;
— проработать вопрос о совершенствовании механизмов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
— обеспечить создание условий, направленных на сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, предотвращение возникновения аварийного жилищного фонда, путем постепенного введения механизма реновации жилищного фонда в субъектах Российской Федерации;
— рассмотреть вопрос об усилении мер безопасности при использовании и содержании газового и электрического оборудования в многоквартирных домах при предоставлении коммунальных услуг по газоснабжению, теплоснабжению и электроснабжению;
— проработать вопрос снижения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, расположенного в объектах индивидуального жилищного строительства, к газораспределительным сетям;
— усовершенствовать процедуру применения аналогового метода расчета при определении нормативов потребления коммунальных услуг;
— совместно с Центральным банком Российской Федерации проработать вопросы о создании и внедрении программ ипотечного кредитования объектов индивидуального жилищного строительства;
— проработать вопрос об обеспечении объемов строительства жилья, предусмотренных национальным проектом «Жилье и городская среда», необходимыми объектами социальной инфраструктуры (детскими садами, поликлиниками, школами) с учетом корректировки показателей профильных федеральных программ (проектов);
— рассмотреть вопрос о целесообразности разработки комплексной программы обеспечения жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и найма, содержащей в отношении каждой категории очередников показатели результативности и план ее реализации в том числе по субъектам Российской Федерации;
— рассмотреть вопрос о принятии отдельной программы поддержки и развития института найма жилых помещений, в том числе в целях улучшения жилищных условий семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях;
— разработать меры по стимулированию строительства наемных домов в целях предоставления жилых помещений гражданам с невысоким уровнем доходов по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
— усовершенствовать правовое регулирование деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
— продолжить работу по устранению административных барьеров в сфере строительства путем перехода на электронное взаимодействие органов государственной власти и сетевых организаций, а также путем оформления электронных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, получения разрешения на строительство, подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
— уделить пристальное внимание переходу к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования, принятия единых стандартов информационного моделирования;
— упростить подготовку документов территориального планирования и оптимизировать процедуру внесения изменений в документы территориального планирования;
— внедрить наилучшие доступные технологии при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов жилищного фонда;
— проработать вопрос об особенностях конкурентных закупок в области архитектурного проектирования и строительства в целях исключения цены заказа как единственного критерия, определяющего выбор подрядчика;
— проработать возможность создания правового механизма для привлечения средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, по которым застройщиком не исполнены обязательства по передаче жилых помещений гражданам — участникам долевого строительства (далее — проблемные объекты), в том числе в рамках федеральных программ (проектов);
— предусмотреть координацию мероприятий по завершению строительства проблемных объектов с мероприятиями государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственных программ субъектов Российской Федерации и мероприятиями, предусмотренными программами государственных институтов развития;
— рассмотреть возможность распространить действие федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» на сельские поселения;
— рассмотреть возможность распространить действие федерального проекта «Чистая вода», предусмотренного национальным проектом «Экология», на модернизацию и строительство очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов;
— рассмотреть вопрос о возможности увеличения объема субсидирования мероприятий по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.
7. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
— провести анализ региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на предмет наличия в них сведений о жилых домах блокированной застройки и при необходимости выработать дополнительные меры, направленные на переселение граждан из таких домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу;
— проанализировать причины нарушения сроков подготовки нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами, ответственным исполнителем по которым является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также принять меры по завершению работы над ними до конца 2019 года;
— в ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда» при уточнении ежегодных показателей ввода в эксплуатацию жилья для субъектов Российской Федерации до 2024 года учитывать уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, демографические показатели и потребительский спрос на вводимое жилье;
— обеспечить своевременное установление особенностей перехода застройщиков на привлечение денежных средств на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с использованием счетов эскроу с 1 июля 2019 года;
— в целях достижения единообразия правового регулирования строительной отрасли, актуализации нормативной правовой базы, совершенствования нормативно-технического регулирования, осуществления независимой экспертизы нормативно-технических документов рассмотреть возможность разработки и создания единого портала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего полный свод нормативной документации в сферах проектирования и строительства, предусматривающий возможность внесения предложений экспертным сообществом, представителями научных кругов;
— составить и приступить к реализации плана-графика перехода на ресурсный метод ценообразования в строительстве;
— рассмотреть вопрос о возможности направления субсидий федерального бюджета на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для строительства (создания) многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта «Жилье», а также для строительства (создания) многоквартирных домов в жилищном фонде социального использования;
— проработать вопрос о возможности использования механизмов государственно-частного партнерства при реализации в субъектах Российской Федерации проектов строительства и модернизации инфраструктуры, необходимой для реализации федерального проекта «Жилье»;
— проработать вопрос о синхронизации работ по благоустройству территории с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, осуществлением реновации жилищного фонда и проведением модернизации существующих инженерных сетей, а также с проведением модернизации объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, с созданием инфраструктуры спорта и отдыха;
— установить в качестве стимулирующего фактора для субъектов Российской Федерации — участников национального проекта «Жилье и городская среда» возможность предоставления объемов финансирования по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» во взаимосвязи с объемами вводимого жилья по федеральному проекту «Жилье»;
— рассмотреть вопрос об упорядочении нормативно-правового регулирования всех этапов жизненного цикла объектов жилищного фонда: проектирования, строительства, эксплуатации, модернизации;
— усилить контроль за организацией и осуществлением органами государственного жилищного надзора своих полномочий в части надзора за соблюдением требований жилищного законодательства к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а также к установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в части лицензионного контроля, проводимого в отношении управляющих организаций, и внесения изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации;
— в целях упрощения взаимодействия органов государственной власти и инвесторов в рамках государственно-частного партнерства создать единую информационную базу типовых проектов объектов социального значения;
— провести анализ государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с дальнейшей децентрализацией и передачей полномочий по вводу информации в нее на уровень субъектов Российской Федерации;
— разработать комплекс мер по техническому регулированию и стандартизации, а также по совершенствованию системы ценообразования в строительстве, в том числе в части организации мониторинга цен на строительные ресурсы;
— выработать комплексные меры по обеспечению контроля и методического руководства за переходом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на применение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
— усовершенствовать систему ценообразования путем создания единой сметно-нормативной базы в проектировании и строительстве, а также сметных цен на строительные ресурсы, определяемых на основе мониторинга цен производителей;
— в целях выполнения поручений Президента Российской Федерации в части повышения доступности жилья для российских семей и поручений Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части обеспечения парламентского контроля за ценообразованием в жилищном строительстве совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту проработать вопрос о снижении стоимости квадратного метра жилья к 2024 году, в том числе за счет анализа существующих резервов в сфере формирования себестоимости производства строительных материалов и проведения всех этапов строительных работ и применения при строительстве передовых технологий и материалов;
— направлять ежегодно в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству аналитическую и статистическую информацию о ходе реализации региональных программ капитального ремонта и финансовой устойчивости специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
8. Предложить Правительству Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений и рекомендаций, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии 2019 года.
9. Поручить Комитету Государственной Думы по контролю и Регламенту совместно с Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству осуществлять анализ правоприменительной практики реализации государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
10. Поручить Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям во взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать дополнительные меры по защите прав граждан — участников долевого строительства.
11. Поручить Комитету Государственной Думы по контролю и Регламенту во взаимодействии со Счетной палатой Российской Федерации организовать проведение тематического мониторинга, по результатам которого подготовить предложения по решению проблемных вопросов ценообразования в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
12. В рамках парламентского контроля провести совместное заседание Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, посвященное вопросам ценообразования в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
13. В рамках контроля за исполнением настоящего Постановления провести в период осенней сессии 2019 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству.
14. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, исполнительные и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
15. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации В.В.ВОЛОДИН