План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию технического регулирования, …
План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию технического регулирования, ценообразования, сметного нормирования и саморегулирования в строительной сфере, а также по развитию контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)
Мероприятие |
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия |
Ответственный исполнитель (исполнитель) |
Срок |
Ожидаемый результат |
|||
1. Техническое регулирование |
|||||||
1.1. Утверждение планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов |
Ведомственный акт (приказ) |
Минстрой России |
Март 2014 года |
Совершенствование системы нормативного регулирования в строительстве |
|||
1.2 .Установление порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства |
Ведомственный акт (приказ) |
Минстрой России (Департамент разрешительной работы) |
Март 2014 года |
Сокращение сроков подготовки проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства |
|||
1.3. Завершить внутригосударственное согласование Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». |
|
Минэкономразвития России, Минстрой России, Минпромторг России |
|
|
|||
1.3.1. Ускорить согласование и принятие изменений в Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 19.11.2010 в части учета особенностей технического регулирования в строительстве. |
|
|
Декабрь 2014 |
|
|||
1.3.2. Унификация законодательства государств-членов Таможенного союза в сфере строительства и промышленности строительных материалов |
|
Минстрой России, Минэкономразвития России, Минпромторг России |
Декабрь 2014 |
|
|||
1.3,3. Завершить реализацию комплексной Программы мероприятий по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства (Еврокодов) с привлечением национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей. |
|
Минстрой России, Росстандарт |
Декабрь 2014 |
|
|||
1.4. Принятие уточненного перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» по результатам проведения оценки регулирующего воздействия.
|
1 этап — доклад в Правительство Российской Федерации о проведении оценки регулирующего воздействия |
Минэкономразвития России, Минстрой России |
45 дней с момента представления проекта постановления Минстроем России |
Исчерпывающий перечень требований к строительству, составленный с учетом необходимости обеспечения безопасности и оптимизации затрат предпринимателей |
|||
2 этап — постановление Правительства Российской Федерации |
Минстрой России, Минэкономразвития России |
|
|
||||
1.5 Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающих установление обязательных нормативно-технических требований в области строительства единым ФОИВом (Минстрой России) в виде нормативных правовых актов |
Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ от 30.10.2009 № 384-ФЗ «О технической безопасности зданий и сооружений», ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ«0 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» |
Минстрой России, Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор |
|
Установление однозначных требований к строительной продукции |
|||
1.6. Исключение дублирующих и избыточных административных процедур при подготовки и согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
|
Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» |
МЧС: России, Минстрой России, Минэкономразвития России |
|
Закрепление прозрачного порядка разработки специальных технических условий
|
|||
Приказ МЧС России о внесении изменений в приказ МЧС России от 28.11.2011 №710 |
МЧС России. Минстрой России |
|
|||||
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16,02.2008 №87 |
Минэкономразвития России Минстрой России, МЧС России, Минэкономразвития России |
|
|||||
Приказ Минстроя России «О порядке разработки и согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительств. |
Минстрой России, МЧС России, Минэкономразвития России |
|
|||||
Приказ Минрегиона России «Об отмене приказа Минрегиона России от 01.04.2008 № 36» |
Минрегион России |
|
|||||
Мероприятие |
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия |
Ответственный исполнитель (исполнитель) |
Срок |
Ожидаемый результат |
1.7. Распространение методики расчета пожарного риска, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382. на здания классов пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3. Ф1.4 |
Приказ МЧС России о внесении изменений в приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» |
МЧС России. Минстрой России. Минэкономразвития России |
|
Устранение необоснованных ограничений при проектировании зданий |
1.8. Принятие технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» |
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» |
Минстрой России. Минэкономразвития России. МЧС России. Ростехнадзор, Роспотребнадзор |
|
Формирование унифицированного подхода к вопросу распространения вновь вводимых требований к существующим (строящимся, запроектированным объектам) |
2. Совершенствование контрактной системы в строительной отрасли |
||||
2.1. Разработка Федерального закона «О подрядах для государственных и муниципальных нужд в строительстве» |
Федеральный закон |
Минстрой России Национальные объединения саморегулируемых организаций строительной отрасли |
Июнь 2014 |
Устранение правовой коллизии (Отсутствие ФЗ противоречит ст.768 ГК РФ). Принятие закона позволит улучшить ситуацию на рынке строительного подряда. |
2.2. Разработка и утверждение Методических указаний «Руководство по проведению двухэтапных конкурсов на проектные работы в строительстве» |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России. Национальное объединение проектировщиков. |
Июнь 2014 |
Разработка подзаконного акта позволит обеспечить эффективность и инновационность закупок в области архитектурно-строительного проектирования. Создание условий для включения в проект наилучших мировых достижений. Повышение качества проектирования |
2.3. Разработка «Положения по оценке инновационное™ в инвестиционно-строительном комплексе и ЖКХ на этапе подготовки и разработки проекта» |
Постановление Правительства РФ |
Минстрой России, Национальное объединение проектировщиков. |
Июнь 2014 |
Создание условий для модернизации строительного комплекса, индустрии строительных материалов и ЖКХ. Повышение эффективности функционирования отрасли по стоимостным и техническим показателям путём использования инновационных и наилучших доступных решений. |
2.4. Разработка Методических указаний «Типовое техническое задание на проектные работы» |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России, Национальное объединение проектировщиков. |
Июнь 2014 |
Повышение качества этапа предпроектной подготовки. Обеспечение полноты учёта необходимых данных для разработки проекта. |
2.5. Разработка Методических указаний «Типовой контракт на выполнение работ по архитектурно-строительному, технологическому проектированию» |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России, Национальное объединение проектировщиков. |
Июнь 2014 |
Разработка детального процесса по выполнению проектных работ. Повышение ответственности исполнителей и Заказчика. Снижение административных барьеров при реализации строительных проектов |
2.6. Разработка «Методических указаний по определению первоначальной цены контракта на проектные работы в строительстве» |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России, Национальное объединение проектировщиков |
Июнь 2014 |
Формирование объективной цены на проектные работы, повышение эффективности этапов строительства и эксплуатации зданий и сооружений. ЖКХ |
2.7. Разработка Методических указаний «Порядок проведения общественных слушаний при рассмотрении перспективных проектов» |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России, Национальное объединение проектировщиков |
Июнь 2014 |
Повышение инфраструктурной ценности реализуемых проектов, формирование безбарьерной среды, качества жизни граждан путём объективного планирования развития городов и населённых пунктов с учётом потребностей различных групп населения. Общественный контроль |
2.8. Разработка Методических, указаний «Типовая конкурсная документация на проведение двухэтапных конкурсов на проектные работы в строительстве» |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России, Национальное объединение проектировщиков |
Июнь 2014 |
Исполнение принципов Федерального закона №44-ФЗ. Повышение эффективности и инновационности закупок. |
2.9. Разработка механизмов, препятствующих увеличению цены государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и (или) строительно-монтажных работ в ходе его исполнения, а также устанавливающие запрет выплаты в полном объеме контрактной стоимости проектирования и (или) строительства объекта до ввода указанного объекта в эксплуатацию |
Федеральный закон |
Минстрой России Минэкономразвития России |
Июнь 2014 |
|
2.10. Организация мониторинга государственных (муниципальных) закупок в строительной отрасли России, в соответствии с Решением заседания Правительства РФ 28 ноября 2013 года и поручения заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 16 декабря 2013 года № ДК-П13-9063 для обеспечения доказательств недопустимости проведения закупок в строительстве только по ценовому критерию (необходимость проведения всех закупок в строительной сфере на конкурсах с предквалификацией) |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
Минстрой России. Минэкономразвития России, Национальные объединения СРО строительной отрасли ФАС России |
|
|
Мероприятие |
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия |
Ответственный исполнитель (исполнитель) |
Срок |
Ожидаемый результат |
|
Выработка политики по совершенствованию законодательства о контрактной системе в строительной сфере: 1) . Проведение научно-исследовательской работы по изучению опыта проведения государственных закупок в строительной отрасли за рубежом; 2) . Проведение научно-исследовательской работы по изучению рисков и последствий для развития строительной отрасли, повышения квалификации специалистов и рабочих кадров, обеспечения безопасности объектов капитального строительства при проведении аукционов, конкурсов и аукционов в электронной форме с учётом зарубежного опыта и международных стандартов (FIDIC, ISO-10845-2010 «Закупки в области строительства» и Типовый закон ЮНСИТРАЛ «О публичных закупках). 3) Проведение научно-исследовательской работы по изучению рисков и последствий использования частных электронных площадок и электронных аукционов и электронных конкурсов для поддержания добросовестной конкуренции при закупках в строительной отрасли и исключения утечки информации конкурентам или третьим лицам по интернет сетям или через операторов площадок. Изучение зарубежных исследований этих вопросов и причин не применения электронных аукционов и электронных конкурсов с ограниченным участием при закупках в строительной отрасли. |
Доклады в Правительство Российской Федерации |
Минстрой России, Минэкономразвития России, Национальные объединения СРО строительной отрасли |
|
|
|
2.11. Разработка и утверждение типовых контрактов на отдельные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и типовых условий указанных контрактов. Создание библиотеки типовых контрактов, Утверждение Положения по применению типового контракта и типовых условий контрактов (ч.11 ст. 34 ФЗ-44) |
Доклад в Правительство Российской Федерации Проект Постановления Правительства РФ |
Минстрой России, Минэкономразвития России, Национальные объединения СРО строительной отрасли, ФИДИК |
|
|
|
2.12. Формирование предложений по вопросам выработки государственной политики развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в области строительства. Разработка и утверждение типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. (ч.7 ст. 30 ФЗ-44) |
Доклад в Правительство Российской Федерации Проект Постановления Правительства РФ |
Минстрой России, Минэкономразвития России, Национальные объединения СРО строительной отрасли |
|
|
|
2.13. Анализ и актуализация действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения участников строительного процесса и организацию закупок в области строительства (разработанных в период 1993 — 2008 гл., согласно Приложению № 1). |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
Минстрой России, Минэкономразвития России, Национальные объединения СРО строительной отрасли |
|
|
|
2.14. Разработка и сопровождение проектов Постановлений Правительства РФ, которые, по представлению отраслевых федеральных органов власти в соответствии с ФЗ-44, могут устанавливаться Правительством РФ, в том числе по направлениям: 1) . Установление особенностей описания объектов закупок в области изысканий, проектирования, строительства и строительного контроля со стороны заказчика по договору (ч. 5 ст. 33 ФЗ-44); 2) . Установления дополнительных требований к участникам закупок в строительной отрасли (ч. 2,3 ст. 31 ФЗ-44); 3) . Установление перечня дополнительной информации, включаемой в планы-графики, планы закупок в области строительства (ч.З, ст. 17, ч.7 ст. 21 ФЗ-44) 4) . Установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком при закупках изысканий, разработки проектной документации (включая рабочую) и услуги строительного контроля со стороны заказчика по договору. |
Проекты Постановления Правительства РФ |
Минстрой России, Минэкономразвития России, Национальные объединения СРО строительной отрасли. |
|
|
|
Определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный устанавливать порядок определения НМЦК в этом случае. (части 19, 22 статьи 22 ФЗ-44) |
|
|
|
|
|
2.15. Разработка и согласование типовой аукционной и конкурсной документации для применения при проведении электронных аукционов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов при проведении закупок: А) .Изыскательские работы; Б). Работы по проектированию; В). Работы по строительству; Г). Услуги строительного контроля со стороны заказчика по договору (ч.4 ст. 48 ФЗ-44) |
Проекты Постановления Правительства РФ |
Минстрой России, Минэкономразвития России. Национальные объединения СРО строительной отрасли |
|
|
|
2.16. Разработка Положения об Экспертах по сопровождению закупок в области изысканий, проектирования и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства с учетом квалификационных требований к ним. |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России, Минэкономразвития России |
|
|
|
2.17. Разработка проекта Федерального закона о строительных подрядах для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с требованиями части 1 статьи 768 ГК РФ |
Проект Федерального Закона Российской Федерации |
Минстрой России, Минэкономразвития России, Национальные объединения, АНО «АСИ» |
|
|
|
Мероприятие |
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия |
Ответственный исполнитель (исполнитель) |
Срок |
Ожидаемый результат |
3. Совершенствование ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли |
||||
3.1. Разработать и ввести в действие новую систему ценообразования в градостроительной сфере деятельности, позволяющую оптимизировать стоимость строительства |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России |
июль 2014 г. |
Сокращение стоимости строительства, ограничение возможностей для применения неэффективных конструктивных решений |
3.2.Организовать ведение государственного статистического наблюдения за стоимостью строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования |
Ведомственный акт (приказ Минэкономразвития России) |
Минэкономразвития России Минстрой России |
декабрь 2014 г |
Повышение достоверности данных о стоимости основных ценообразующих строительных ресурсов |
3.3. Разработать и ввести в действие Методику формирования сметного раздела проектной документации |
Приказ Минстроя России |
Минстрой России |
июль 2014 г. |
Повышение достоверности определения сметной стоимости строительства на стадии проектирования |
3.4. Разработать и ввести в действие Методику оформления смет государственных контрактов для расчетов за выполненные работы по государственным (муниципальным) контрактам в твердых договорных цен |
Приказ Минстроя России |
Приказ Минстроя России |
июль 2014 г. |
Сокращение оснований для конфликтов участников инвестиционного процесса на стадии реализации государственных контрактов |
3.5. Разработка порядка определения начальной максимальной цены контракта |
Акт Правительства Российской Федерации |
Минстрой России |
июль 2014 г. |
Сокращение стартовых цен аукционов государственных контрактов |
4. Усиление контроля деятельности саморегулируемых организаций и повышение их ответственности за качество строительных работ |
||||
4.1. внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленных на усиление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере строительства и повышение их ответственности за качество строительных работ |
Федеральный закон |
Минстрой России Минэкономразвития России Ростехнадзор |
август 2014 |
Повышение качества выполнения строительных работ, снижение случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства |
4.2. Разработка механизмов, направленных на обеспечение сохранности компенсационных фондов саморегулируемых организаций, в том числе в случае отзыва лицензии и (или) банкротства кредитной организации, в которой размещены соответствующие средства, с внесением изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» |
Федеральный закон |
Минстрой России Минэкономразвития России ФАС России Банк России Ростехнадзор |
август 2014 |
Уменьшение количества случаев потери средств компенсационных фондов в результате обстоятельств, не зависящих от результатов деятельности саморегулируемых организаций |
Мероприятие |
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия |
Ответственный исполнитель (исполнитель) |
Срок |
Ожидаемый результат |
5. Совершенствование механизмов, направленных на обеспечение сохранности компенсационных фондов, развитие имущественной ответственности саморегулируемых организаций |
||||
5.1 Предоставление саморегулируемым организациям строителей, проектировщиков, изыскателей права выбора дополнительных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Установление минимального уровня капитализации средств компенсационных фондов. Предоставление саморегулируемым организациям права направлять доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, на покрытие расходов саморегулируемой организации в рамках осуществления ею уставной деятельности. Установление ответственности за нарушение порядка размещения средств компенсационного фонда. |
Федеральный закон, Постановление Правительства РФ |
Правительство РФ, Минстрой России Национальные объединения саморегулируемых организаций строительной отрасли |
Апрель 2014г. -внесение законопроекта в ГД РФ Ф’З. Апрель -июнь 2014г. -сопровождение проекта Июнь 2014 принятие Правительством РФ Постановления |
Увеличение доходов при размещении средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Снижение риска утраты средств компенсационного фонда саморегулируемой организации при отзыве лицензии у кредитных организаций. Снижение вероятности совершения противоправных действий по распоряжению средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации. |
5.2. Внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части урегулирования вопросов перехода прав и обязанностей, имущества к правопреемнику в случае реорганизации саморегулируемой организации |
Федеральный закон |
Минстрой России Ростехнадзор Национальные объединения |
май |
Устранение пробелов действующего законодательства. Снижение финансовой нагрузки на строительные организации. |
6. Повышение ответственности саморегулируемых организаций за качество и безопасность выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства |
||||
6.1. Расширение сферы ответственности саморегулируемых организаций в строительстве путем внесения изменений в часть 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствующие ведомственные нормативные акты |
Федеральный закон, ведомственный нормативный акт |
Минстрой России, Минэкономразвития России, Национальные объединения, дно«леи» |
|
Расширение круга лиц. подпадающих под сферу ответственности саморегулируемых организаций в случае причинении вреда вследствие недостатков работ. |
6.2. Подготовка предложений по повышению качества подготовки кадров в строительной отрасли, устранению дефицита квалифицированных специалистов |
Доклад в Правительство |
Минстрой России, Минтруд России, Национальные объединения |
|
устранение дефицита квалифицированных специалистов |
6.3 Установление обязанности саморегулируемых организаций по разработке и утверждению стандартов саморегулируемых организаций, обязательных для соблюдения их членами |
Федеральный закон |
Минстрой России, Ростехнадзор, Национальные объединения |
|
Повышение эффективности контроля и уровня ответственности саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов в части обеспечения безопасности и качества работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства |
Мероприятие |
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия |
Ответственный исполнитель (исполнитель) |
Срок |
Ожидаемый результат |
7. Совершенствование правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций, пресечение нарушений законодательства о саморегулировании в сфере строительства |
||||
7.1. Усиление ответственности за выдачу саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске лицам, не соответствующим требованиям к выдаче таких свидетельств |
Федеральный закон |
Минстрой России, Ростехнадзор Минюст России ФАС России |
|
Пресечение деятельности недобросовестных саморегулируемых организаций. |
7.2. Возложение на Национальные объединения обязанности по ведению единого реестра членов саморегулируемых организаций, создание единой базы свидетельств о допуске, выданных членам саморегулируемых организаций |
Федеральный закон |
Минстрой России Ростехнадзор Национальные объединения |
|
Обеспечение максимальной открытости и доступности информации о строительных организациях, обладающих правом выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства |
8. Усиление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций |
||||
8.1. Совершенствование процедуры ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, внедрение Единого отраслевого реестра членов саморегулнруемых организаций, наделение Минстроя России полномочиями по установлению порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций |
Постановление Правительства Российской Федерации |
Минестрой России Ростехнадзор |
|
Обеспечение максимальной открытости и доступности информации о саморегулируемых организациях и их деятельности. |
8.2. Наделение органа надзора за саморегулируемыми организациями полномочиями по административному приостановлению деятельности саморегулируемой организации на срок до шестидесяти дней при наличии установленных законом оснований. В случае не устранения выявленных нарушений, принятие мер по исключению саморегулируемой организации из государственного реестра |
Федеральный закон |
Минстрой России, Ростехнадзор Минюст России ФАС России |
|
Предотвращение нарушений законодательства. |
9. Определение тенденций и перспектив развития саморегулирования в строительной сфере |
||||
9.1. Мониторинг реализации «Дорожной карты» и внесение при необходимости предложений по ее изменению |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
Минстрой России, Минэкономразвития России, АНО «АСИ», заинтересованные ФОИВы |
ежеквартально |
Контроль реализации плана и подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере саморегулирования в строительстве |
9.2. Анализ состояния института саморегулирования в строительной отрасли, разработка предложений по его дальнейшему развитию |
Концепция развития саморегулирования в строительной сфере на период до 2030 года |
Минэкономразвития, Минстрой России, национальные объединения |
|
Повышение эффективности института саморегулирования для устойчивого развития строительной отрасли |