Методика мониторинга текущих отпускных цен материальных ресурсов в строительстве (проект)

Методика мониторинга текущих отпускных цен материальных ресурсов в строительстве (проект)

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика проведения мониторинга текущих отпускных цен материальных ресурсов (далее текущих цен) устанавливает общий рекомендуемый порядок и условия проведения мониторинга.

1.2.Целью Методики является формирование единой системы проведения региональными центрами ценообразования в строительстве мониторинга текущих цен материальных ресурсов на территории Российской Федерации.

1.3.При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

1.3.1.Органы исполнительной власти:

   осуществление государственной политики в сфере градостроительной деятельности;

   выработка и принятие решений, соответствующих установленным полномочиям.

1.3.2.Центры ценообразования в строительстве:

   обеспечение сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве текущими ценами на материальные ресурсы;

-формирование информационного пространства текущих цен материальных ресурсов;

   создание и ведение электронной базы данных текущих цен;

   проведение всестороннего анализа и системного подхода к определению текущих цен материальных ресурсов в строительстве;

-осуществление прогнозирования цен.

1.3.3.Предприятия и организации строительного комплекса:

   выработка и принятие решений, в соответствующих сферах деятельности;

   решение инвестиционных задач;

   проведение расчетов стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта);

   анализ, планирование, контроль;

   маркетинг продукции и услуг в строительстве, отбор наиболее экономичных поставщиков;

   расчет договорных цен;

   оценка недвижимости.

1.4.Принципами проведения мониторинга текущих цен являются:

-достоверность — информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть качественной и характеризоваться высокой степенью достоверности;

   актуальность — информация, используемая в рамках мониторинга, должна объективно отражать существующее состояние рынка строительных материалов;

   постоянство — мониторинг осуществляется на постоянной основе с периодичностью, установленной региональными центрами по ценообразованию в строительстве;

   единство — мониторинг осуществляется по единым правилам, установленным настоящей Методикой;

   доступность — информация о результатах мониторинга должна быть доступной для предприятий и организаций строительного комплекса и всех заинтересованных сторон.

1.5.Мониторинг проводится по базовым предприятиям — поставщикам материальных ресурсов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

1.6.Мониторинг осуществляется в отношении текущих цен материальных ресурсов, представленными ценами предложений.

1.7.Органами, осуществляющими мониторинг, являются региональные центры ценообразования в строительстве.

1.8.Мониторинг осуществляется посредством сбора, электронной системы обработки (обобщения и усреднения), анализа и хранения информации;

1.9.Окончание мониторинга характеризуется формированием результатов в виде показателей текущих цен материальных ресурсов, применяемых в строительстве.

1.10.Показатели текущих цен дифференцируются по стадиям мониторинга:

стадия сбора — показатели индивидуального уровня текущих цен на конкретизированные виды материальных ресурсов по конкретным предприятиям;

стадия обработки — показатели средних текущих цен по номенклатуре ресурсов государственного (территориального) сметного норматива: «Федеральные (территориальные) сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве».

1.11.Информация по результатам мониторинга является основой формирования текущих сметных цен на строительные ресурсы и включается в «Сборник сметных цен на материалы, изделия, конструкции, применяемые в строительстве в текущем уровне цен».

1.12.Результаты мониторинга могут приводиться в виде расчетных, справочных, аналитических данных и использоваться для целей всестороннего анализа стоимости строительных ресурсов.

1.13.Ведение электронной базы данных, хранение исходной и расчетной информации — осуществляет региональный центр ценообразования в строительстве.

1.14.Требования к проведению мониторинга, предназначенного для специальных целей и (или) отдельных видов объектов, могут дополнять (уточнять) требования настоящей Методики и устанавливаться соответствующими документами.

1.15. Методика является базовым документом по реализации региональными центрами ценообразования в строительстве функций мониторинга текущих цен материальных ресурсов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

2. Основные понятия

Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:

Мониторинг текущих цен — специально организованная, систематическая регистрация текущих цен материальных ресурсов, потребляемых в строительстве, осуществляемая в соответствии с настоящей Методикой с целью их обобщения, усреднения, анализа, прогноза, формирования расчетных показателей и использования в расчетах сметной стоимости строительства.

Базовое предприятие — отобранное в результате выбора предприятие, являющееся потенциальным поставщиком строительных материальных ресурсов на региональном рынке с целью проведения мониторинга текущих цен.

Материальные ресурсы — совокупность материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемых в строительстве.

Номенклатура (кодификатор) материальных ресурсов — перечень материальных ресурсов, содержащийся

в государственном (территориальном) сметном нормативе: «Федеральные (территориальные) сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве», части 1-5 (с изменениями и дополнениями).

Цена материального ресурса — денежное выражение его стоимости за физическую единицу измерении, в рублях (ст.317 ГК РФ).

Текущая отпускная цена материального ресурса (далее текущая цена) — рыночная цена по данным базового предприятия в установленный период проведения мониторинга (как правило, с учетом стоимости погрузочных работ).

Рыночная цена — наиболее вероятная цена (с учетом обычных при заключении сделок или скидок), по которой материальный ресурс может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции, а на величине цены не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, что означает:

   материальный ресурс экспонируется на открытом конкурентном секторе рынка;

   покупатель и продавец действуют на основе типичных рыночных мотивировок;

   покупатель и продавец хорошо информированы о состоянии рынка и действуют с целью удовлетворения своих интересов;

   покупатель и продавец не связаны какими-либо отношениями, влияющими на свободу принятия решения о продаже и цене продажи, в том числе действуют без сговора, их решения не подвергаются незаконному давлению и стимулированию;

   платеж осуществляется деньгами.

Средняя текущая цена — усредненная цена на конкретный материальный ресурс, имеющий уникальный код ресурса, по данным нескольких базовых предприятий, или конкретная цена на материальный ресурс, если мониторинг проводится по одному базовому предприятию.

Расчетная цена — цена, рассчитанная индексным методом приведения с различной степенью приближения.

Индекс цен — относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени на конкретный материальный ресурс.

 

3. Формирование перечня базовых предприятий

3.1.Формирование перечня базовых предприятий должно проводиться на основе выбора, который осуществляет региональный центр ценообразования в строительстве. Методы выбора базовых предприятий должны отвечать общим принципам:

   в перечень базовых предприятий включаются предприятия и организации независимо от их ведомственной принадлежности, способов хозяйствования и форм собственности;

-совокупная продукция базовых предприятий, включенных в перечень должна обеспечивать достаточную представительность применяемых в строительстве материальных ресурсов и отражать региональные особенности строительства;

   крупные и средние предприятия — изготовители и поставщики, включенные в перечень, должны представлять основную номенклатуру материальных ресурсов, производимых и потребляемых в строительстве.

   специализированные предприятия (включая узкоспециализированные), должны представлять отдельные виды материальных ресурсов для специализированных видов работ.

Лучшим источником информации о ценах являются крупные и средние предприятия, а также предприятия, представляющие надежную информацию о своей деятельности (мощность производства, номенклатура, стоимость) открыто и оперативно.

Для более достоверного определения стоимости строительных материальных ресурсов, следует соблюдать принцип предпочтения предприятий-производителей строительной продукции, официальных дилеров региона и информацию с электронной товарно-информационной системы по результатам сессий и электронных аукционов.

3.2.Одновременно с перечнем базовых предприятий следует формировать справочные данные о предприятии (реквизиты предприятия), включающие:

   код предприятия. Присваивается региональным центром ценообразования в строительстве;

   наименование предприятия, соответствующее наименованию, закрепленному в учредительных документах. Сокращенное наименование организации рекомендуется приводить в случаях, когда оно закреплено в учредительных документах предприятия Сокращенное наименование (в скобках) помещают ниже полного или за ним;

   организационно-правовую форму;

   тип предприятия: производитель, дилер, поставщик и др.;

   номер телефона (соответствующей службы предприятия (отдел продаж, сбыта, маркетинга…), предоставляющей информацию);

   почтовый адрес — местонахождение предприятия с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Почтовый адрес в справочных данных должен оформляться в соответствии с пунктом 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 №221.

Реквизиты почтового адреса должны отражаться в следующем порядке:

   название улицы, номер дома;

   название населенного пункта (города, поселка и т. п.);

   название района;

   название республики, края, области, автономного округа (области);

   почтовый индекс;

—        другие сведения по усмотрению регионального центра ценообразования в строительстве (вид цены «франко», номера факсов, телексов, адрес электронной почты, адрес Интернет-сайта (web-страницы в Интернете)), Ф.И.О. руководителя и ответственных специалистов, месторасположение обособленного структурного подразделения (место отгрузки) — в случае изготовления продукции структурным подразделением, имеющим отличное от поставщика месторасположение и др.

3.3.Перечень базовых предприятий, справочные данные о предприятии надлежит регулярно уточнять и дополнять.

 

4. Формирование перечня материальных ресурсов

4.1.Важной особенностью мониторинга цен является принцип единства номенклатуры (кодификатора) материальных ресурсов (далее кодификатор) для всех субъектов Российской Федерации.

Кодификатор ресурсов формируется на федеральном уровне, является составной частью государственных сметных нормативов, утвержденных Министерством Российской Федерации. Обновляется по мере утверждения соответствующих изменений и дополнений.

4.2.Формирование перечня материальных ресурсов с целью мониторинга производится на основании кодификатора ресурсов.

Основным правилом формирования перечня материальных ресурсов является представительность видов ресурсов по разделам, подразделам, группам и видам (маркам) ресурсов кодификатора ресурсов строительной отрасли.

Раздел — разделяет всю совокупность материальных ресурсов, применяемых в строительстве в соответствии с их назначением, либо общим видовым признаком.

Подраздел — подразделяет ресурсы соответствующих разделов по качественным признакам.

Группа — представляет собой совокупность однородных видов (категорий) ресурсов.

Строительные материалы, изделия и конструкции в пределах технологически однородной группы отличаются между собой маркой, толщиной, плотностью, сечением ит. д.

Вид (марка) — конкретизированная минимальная единица ресурса данной технологически однородной группы, обладающая определенными признаками, свойствами, спецификациями и т. д.

4.3.Проблема отбора строительных ресурсов возникает в связи с большим количеством номенклатурных позиций кодификатора ресурсов, поскольку невозможно проводить прямой мониторинг в отношении всех видов ресурсов.

Принципы отбора номенклатуры ресурсов: Во-первых, принцип выделения ресурсов-представителей из группы ресурсов может быть использован в возможно большей степени, поскольку различия в происходящей динамике цен внутри группы меньше чем в рамках всей совокупности ресурсов. Ресурсом-представителем (с конкретными техническими параметрами) принято считать наиболее часто применяемую марку (вид) материала, изделия и конструкции с определенными свойствами в пределах технологически однородной группы.

Во-вторых, необходимость включения ресурса в отбор для мониторинга, должна определяться оценкой его важности.

4.4.Выбор ресурсов целесообразно производить поэтапно методом направленной выборки в соответствии с тремя стадиями.

Первая стадия — это уровень группы ресурсов. На этом уровне должно быть охвачено максимально возможное количество групп.

Вторая стадия заключается в определении более однородных категорий внутри групп ресурсов для включения в мониторинг. При таком сочетании в отбор включаются наиболее важные ресурсы. При этом следует иметь в виду, что отобранные для мониторинга материальные ресурсы должны представлять ресурсы по основным видам строительно-монтажных работ, которые осуществляются в регионе.

Третья стадия заключается в определении основных материальных ресурсов, представляющих наибольшую долю рынка в своем сегменте и задействованных в основных видах строительно-монтажных работ, в отношении которых будет проводиться мониторинг цен.

На этом уровне необходимо осуществлять целевой отбор видов (марок) ресурсов, принимая во внимание относительную их ценность (наиболее типичных ресурсов по видам работ, пользующихся массовым спросом). Конкретные виды (марки) ресурсов должны присутствовать в общем объеме строительно-монтажных работ субъекта РФ, в общем объеме производства и реализации на строительном рынке субъекта РФ, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен той группы ресурсов, которую они представляют.

4.5.Таким образом, на уровне субъектов РФ региональные центры ценообразования в строительстве формируют для мониторинга определенный перечень ресурсов-представителей. Виды ресурсов, включенные в перечень, составляют значительный удельный вес как в объеме СМР, так и на строительном рынке субъекта РФ и предположительно производятся, реализуются в течение продолжительного периода времени. Как правило, производимые в регионе материальные ресурсы, представляются предприятиями-изготовителями, а ввозные в регион предприятиями-поставщиками.

4.6.Региональные центры ценообразования в строительстве имеют право по своему усмотрению уточнять и корректировать (как в большую, так и в меньшую сторону) перечень ресурсов для мониторинга цен, исходя из исчерпывающего анализа всех производимых в регионе строительно-монтажных работ и представленных на строительном рынке материальных ресурсов.

4.7.Постоянно номенклатура строительных материалов, применяемых в регионах РФ, пополняется за счет применения новых технологий в строительстве, новых и импортных материалов. Региональные центры определяют перечень строительных материалов, изделий и конструкций, производимых и реализуемых в конкретном регионе, не включенных в единый общероссийский кодификатор строительных материальных ресурсов. Собирается обосновывающий информационный материал: ГОСТ, сертификаты, область применения, технические характеристики и направляется в Министерство регионального развития РФ.

4.8.  Изложенные принципы, позволяют сохранить представительность регионального уровня в мониторинге текущих цен важнейших строительных ресурсов и обеспечить сопоставимость результатов мониторинга в разрезе всех субъектов РФ.

 

5. Порядок проведения мониторинга текущих цен

5.1. Сбор информации.

5.1.1. Общеметодологический подход к мониторингу текущих цен заключается в том, чтобы отслеживать цены на важнейшие для строительной отрасли материальные ресурсы, на базовых предприятиях производителях и поставщиках в каждом субъекте РФ на регулярной основе.

Подходы к мониторингу текущих цен в субъектах РФ различаются как по номенклатуре отслеживаемых материальных ресурсов, так и по регулярности обновления данных.

Общим правилом должна являться рекомендуемая периодичность проведения мониторинга текущих цен ежемесячная или ежеквартальная.

Периодичность проведения мониторинга текущих цен определяется Региональными центрами ценообразования в строительстве.

Подходы к сбору информации о ценах могут иметь различие. В большинстве субъектов РФ, информация о ценах предоставляется предприятиями на добровольной основе. Первоначально контактная связь со специалистами выбранных организаций производителей и поставщиков может быть установлена на основании письменного обращения регионального центра ценообразования в строительстве с просьбой о предоставлении информации. Как правило, в письме четко и обоснованно излагается необходимость получения данных, подробно разъясняются цели и задачи использования данных и важность представляемой информации.

При включении новых предприятий, рекомендуется взаимно согласовать перечень ресурсов, участвующих в мониторинге.

Сбор информации о текущих ценах на материальные ресурсы может осуществляться путем:

   официальных запросов;

   по телефону;

   по сети интернет (информация с web сайта);

   по электронной почте;

   по факсу.

Во всех случаях, сбор осуществляется с согласия предприятия.

Решение о необходимости дополнительного подтверждения предприятием актуальности текущих отпускных цен, собранных региональным центром ценообразования в строительстве без личного участия предприятия (например: с использованием сети интернет), принимается региональным центром ценообразования в строительстве.

5.1.2. Текущая цена и ее характеристика по условиям поставки.

Мониторинг цен осуществляется, как правило, по заявленным отпускным ценам предприятии, т. е. ценам предложения; по результатам котировочных сессий и электронных аукционов, т. е. данным электронной товарно-информационной системы.

В список стандартных сведений мониторинга входит следующая информация:

1) Отпускная цена на производимую или поставляемую продукцию (без налога на добавленную стоимость) за физическую единицу измерения, при оплате, как правило, за безналичный расчет или ее варианты в зависимости от объема заказа, условий получения дополнительных скидок.

Специфика строительства позволяет подрядным организациям закупать материалы, изделия и конструкции оптовыми партиями. В случаях, когда предприятиями устанавливаются варианты текущих цен (в зависимости от объема заказа) специалисты регионального центра ценообразования в строительстве в каждом конкретном случае принимают решение, какой вариант цены следует учесть в мониторинге по каждому виду продукции. На основании полученной информации выбрать ту, которая наиболее правильно отражала бы отпускную оптовую цену продукции для строительных организаций.

Если предприятиями устанавливаются обычные при заключении сделок надбавки или скидки к цене (в зависимости от объема заказа, за качество (например: отделку)), специалисты регионального центра ценообразования самостоятельно принимают решение о возможном применении установленных надбавок или скидок.

2)   Условия поставки (вид «франко»). Отпускная цена, как правило, должна отражать стандартные условия поставки — вид «франко». Термин «франко» означает, до какого пункта на пути движения товара от поставщика к покупателю, поставщик возмещает транспортные расходы (какая часть транспортных расходов, включая ПРР, учтена отпускной ценой).

К стандартным условиям поставки относится отпускная цена «франко-транспортное средство» (ФТС) учитывающая стоимость погрузочных работ в транспортное средство (силами, средствами и за счет поставщика).

Как правило, в состав регистрируемой отпускной цены не должны включаться транспортные затраты до приобъектного склада. Но, при необходимости, мониторинг может проводиться по ценам ресурсов с условиями поставки франко-строительная площадка «ФСП». Такие ресурсы должны выделяться в отдельную группу с видом «франко-строительная площадка» (ФСП).

В экспортно-импортных операциях применяются международные правила — «Инком-термс 2000». Инкотермс регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения. Последняя редакция документа получила название «Инкомтермс 2000» (опубликована Международной торговой палатой).

3)Затраты на тару, упаковку и реквизит.

Тара, упаковка и реквизит обеспечивают транспортабельность строительных грузов и их защиту от повреждений. Для материальных ресурсов, которые по своему характеру требуют затаривания и (или) упаковки в соответствии с действующими ГОСТами, техническими условиями и статьей 481 ГК РФ «Тара и упаковка» и затраты на эти цели не учитываются отпускной ценой, стоимость тары и (или) упаковки следует учитывать дополнительно:

   стоимость невозвратной тары и(или) упаковки, учитывается в полном объеме;

   стоимость возвратной тары и (или) упаковки, за минусом цены ее возможного использования (реализации).

Залоговые цены многооборотной возвратной тары в расчетах не учитываются.

В перспективе, необходимо присвоение ресурсам действующего федерального кодификатора ресурсов, дополнительных признаков в соответствии с ОК 031-2002 «Общероссийским классификатором видов грузов, упаковки и упаковочных материалов».

5.1.3. Наименование и технические характеристики ресурса.

Наименование ресурса и его техническая характеристика (тип, марка, мощность, плотность, размер, производительность и др.) должны приводиться в соответствии:

   с кодификатором ресурсов;

   с требованиями стандартов, технических условий и другой технической документации (для новых ресурсов). При записи ресурса может указываться его условное обозначение, установленное в стандарте или другом нормативном документе, а также другие необходимые сведения (ссылки на соответствующий ГОСТ, серию, ТУ, техническое свидетельство, декларацию о соответствии или сертификат соответствия).

Практика сбора ценовой информации показывает, что основное затруднение обычно вызывает сопоставление цен на «оборудование» с различными техническими параметрами и характеристиками. Поэтому основной задачей ценовых мониторингов (для новых ресурсов) является также четкая и правильная классификация полученных сведений. В основу представления данных должна закладываться группировка оборудования по одному -двум ключевым техническим параметрам (мощность, производительность, прочность и т. п.), с одной стороны, и торговым маркам фирм производителей, с другой. Кроме того, отдельные технические характеристики ресурсов импортного производства, могут быть выражены в национальных системах измерений. В этом случае должно быть приведено сопоставление наиболее важных единиц, с единицами измерений СИ, принятыми в Российской практике (например: диаметр в дюймах с диаметром в мм и т. д.).

5.2. Рекомендации по проведению мониторинга текущих цен на отдельные виды (группы) материальных ресурсов.

5.2.1.Импортные материальные ресурсы, характеризующиеся ценой, выраженной в иностранной валюте.

Если предприятием поставляются импортные материалы (из наблюдаемой номенклатуры) и их цена выражается в иностранной валюте, для целей мониторинга, цена должна пересчитываться в рубли. Пересчет в рубли осуществляется по официальному курсу конкретной иностранной валюты к рублю, установленному ЦБ РФ, кроме случаев, когда предприятием установлен иной курс (порядок) пересчета. Пересчет стоимости производится по курсу, действовавшему на выбранную дату периода проведения мониторинга (о чем в общих указаниях к результатам мониторинга делается соответствующая запись, и приводятся сведения о курсе валют).

5.2.2.Отдельные виды материальных ресурсов, характеризующиеся «сезонным» характером производства.

Производство некоторых наблюдаемых видов материальных ресурсов носит сезонный характер и осуществляется только в определенные месяцы года. Это относится к производству асфальтобетона, черного щебня, материалов для озеленения и ряду других материальных ресурсов.

Предприятия-производители (поставщики) данных ресурсов, как правило, в период отсутствия производства не предоставляют сведения о ценах на них. Однако, не смотря на эти условия, при формировании сводных результатов мониторинга, текущие цены на эти ресурсы должны быть представлены.

Для представления текущих цен на «сезонные» ресурсы рекомендуется применять метод «условных» цен, являющихся ценами последнего месяца производства (квартала, для ежеквартального режима мониторинга).

Применение «условных» цен производится вплоть до установления реальных текущих цен предприятиями (о чем в общих указаниях к результатам мониторинга делается соответствующая запись).

5.2.3.           Отдельные виды материальных ресурсов, относящиеся к сферам государственного регулирования.

Сферы государственного регулирования:

   газовая отрасль. Для целей мониторинга, используются цены на природный газ, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

   сфера транспортировки нефти и нефтепродуктов;

   сфера услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

   сфера услуг электрической и почтовой связи;

   электроэнергетика. Для целей мониторинга, используются тарифы по электрической и тепловой энергии, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При условии передачи полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию органам местного самоуправления — используются тарифы, устанавливаемые этими органами;

   железнодорожный транспорт;

    продукция оборонного комплекса и социально-значимые товары и услуги;

    сфера жилищно-коммунального хозяйства. К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную и горячую воду, на водоотведение, на очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. Для целей мониторинга, используются тарифы на холодную воду (с учетом надбавок по муниципальным образованиям), установленные органами регулирования муниципальных образований.

5.2.4.           Отдельные виды сборных бетонных и железо-бетонных конструкций и изделий.

403 раздел кодификатора материальных ресурсов может включать как конкретизированные марки материальных ресурсов, так и обобщенное наименование с расчетной характеристикой.

Например: «Плиты покрытия и днищ круглые плоские (с отверстиями и без отверстий) из бетона В15 (М200), с расходом арматуры 100 кг/м3», шифр 403-8226.

Для правильного отнесения конкретных ресурсов к ресурсам кодификатора, необходимо уточнять их расчетную характеристику.

При этом выбор марок изделий по несущей способности, коррозионной стойкости, морозостойкости и т. п. должен производиться с учетом специфики их эксплуатации и природно-климатических условий в районе строительства.

В изделиях, предназначенных для использования в наружных стенах (стеновых блоках и панелях), следует указывать объемный вес легкого бетона (для однослойных панелей) или вид эффективного утеплителя (для двух- и трехслойных панелей), а также вид и характер отделки.

5.3. Единицы измерения.

Единицы измерений материальных ресурсов выражаются в физических величинах в соответствии с «Общероссийским классификатором единиц измерения» ОК 015-94 (МК 002-97) и Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых в применению в Российской Федерации».

Исключение составляет единица измерения «комплект», состоящая из определенного количественного набора ресурсов, выраженных в физических единицах измерения (Например: скобяные изделия, фланцевые соединения и др.). При проведении мониторинга цен таких ресурсов важно учесть все ресурсы, включаемые в «комплект» в соответствии с их набором.

Таким образом, мониторинг текущих цен осуществляется, как правило, по заявленным отпускным ценам предприятий (изготовителей, дилеров, поставщиков), т. е. ценам предложения на установленную производителем единицу измерения.

5.4.Результаты сбора информации

В результате сбора информации, образуются показатели индивидуального уровня цен на конкретные виды материальных ресурсов по конкретным предприятиям, требующие последующего обобщения и усреднения посредством обработки информации.

5.5.Обработка информации

5.5.1.Пересчет текущих цен на базовую единицу измерения.

В рамках проведения мониторинга, при необходимости, осуществляется пересчет текущих цен материальных ресурсов на сопоставимую с кодификатором ресурсов единицу измерения. Единица измерения ресурса, приведенная в кодификаторе ресурсов, считается «Базовой единицей измерения».

В кодификаторе ресурсов, один и тот же вид ресурсов может быть выражен разными единицами измерения (Например: штука и м3 в сборных ж/б изделиях). В этом случае, пересчет должен осуществляться на все базовые единицы измерения.

5.5.2.Пересчет текущих цен на базовые единицы измерения может быть осуществлен:

— методом прямого пересчета (путем применения коэффициентов приведения), когда единицы измерения являются кратными величинами.

Базовая единица измерения

Фактическая

Коэффициент приведения к базовой единице измерения

100 комплектов

комплект

100

Т

кг

1000

100 кг

кг

100

1000 м

км

1

100 м

км

0,1

М

км

0,001

10 м

км

0,01

1000 м

м

1000

Км

м

1000

100 м

м

100

10 м

м

10

10 м2

м2

10

100 м2

м2

100

1000 м2

м2

1000

100 м3

м3

100

 

Базовая единица измерения

Фактическая

Коэффициент приведения к базовой единице измерения

Км

п/м

1000

1000 м

п/м

1000

100 м

п/м

100

10 м

п/м

10

100 пар

пара

100

кг

т

0,001

м3

т.м3

0,001

100 м3

т.м3

0,1

шт.

т.шт.

0,001

100 шт.

т.шт.

0,1

10 шт.

т.шт.

0,01

100 кг

тн

0,1

кг

тн

0,001

1000 шт.

шт.

1000

100 шт.

шт.

100

10 шт.

шт.

10

— косвенным методом, предполагающим пересчет с использованием конкретизированной характеристики ресурса, обладающей определенными признаками (свойствами, спецификациями).

Наименование ресурса

Базовая единица измерения

Фактическая единица измерения

Коэффициент приведения к базовой единице измерения

Лакокрасочный материал

Литр (тонна)

Тонна(литр)

в зависимости от установленной плотности, кг/м3

Стальные трубы

Метр

Тонна

в зависимости от теоретической массы 1 метра

Профилированный стальной настил

Тонна (м2)

м2

(тонна, п/м)

в зависимости от теоретической массы 1 м2 (п/м)

 

В перспективе, необходимо для отдельных видов ресурсов, ведение накопительного учета справочного материала по конкретизированным характеристикам ресурсов федерального кодификатора.

5.6. Обобщение ресурсов. Подготовка предложений по уточнению кодификатора ресурсов.

На этой стадии происходит объединение данных сбора информации о текущих ценах со структурой федерального (территориального) кодификатора ресурсов с разбивкой на разделы, подразделы, группы и конкретизированные виды (марки)ресурсов.

При необходимости, производится разбивка по зонам в пределах субъекта РФ, которая устанавливается региональным центром ценообразования в строительстве.

Предложения по уточнению кодификатора ресурсов (и присвоению кода) направляются в ФГУ «ФЦЦС»:

— по замене одних видов ресурсов (марок, артикулов и т. п.) на другие, однородные по потребительским свойствам, в случаях, когда выпуск содержащегося в кодификаторе ресурса (вида, марки, артикула и т. п.) прекращен и фактически применяется однородный взаимозаменяемый ресурс. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

— по добавлению новых ресурсов.

5.7. Определение средних цен.

5.7.1. Метод усреднения текущих цен является наиболее простым.

Сущность метода заключается в вычислении среднего значения цены по конкретизированному виду ресурса на основании индивидуальных значений цен конкретных предприятий. Среднее значение может быть рассчитано как среднее арифметическое или средневзвешенное значение. Теоретически среднее значение должно определяться как средневзвешенное исходя из объема производства (потребления) конкретных ресурсов в конкретном субъекте за конкретный период. Однако представляется практически невозможным осуществление прямого наблюдения за объемом производства (потребления) конкретизированных ресурсов, в конкретном субъекте, за конкретный период. Кроме того, применение средневзвешенных цен может привести к искажению и исключает возможность сопоставления и анализа текущих цен за разные периоды наблюдения (например: цены не изменились, но изменились объемы потребления).

При определении средних цен значения, имеющие резкие отклонения в большую или меньшую сторону, в расчет не принимаются.

Результат усреднения выражается показателем -средняя текущая отпускная цена.

5.7.2. Средняя текущая отпускная цена дифференцируется:

   по времени (месяц, квартал);

   по территории (субъектам РФ, зонам);

   по видам ресурсов.

5.8. Формирование расчетных цен, индексов.

5.8.1. Принимая во внимание, что прямым мониторингом должны быть охвачены текущие цены на основные виды ресурсов, для определения недостающих показателей цен принимается индексный метод определения расчетных значений цен. И рекомендуется его использование до тех пор, пока не будут получены данные о фактических ценах. Индексный метод позволяет обеспечить непрерывность текущих ценовых показателей кодификатора ресурсов, с различной степенью приближения (точности расчетов).

Степень приближения

Характеристика

Принцип расчета индекса

Принцип формирования расчетных цен

Высокая

Использование

относительного

изменения цен

на аналогичные виды

ресурсов.

По каждому конкретизированному виду ресурса рассчитывается индивидуальный индекс, путем деления его средней текущей цены на базовую цену. Индивидуальные индексы усредняются в индекс по виду ресурсов.

Умножение базовой цены на средний индекс по виду ресурсов

Средняя

Использование среднего изменения цен по технологически однородной группе ресурсов.

По каждому конкретизированному виду ресурса рассчитывается индивидуальный индекс, путем деления его средней текущей цены на базовую цену. Индивидуальные индексы усредняются в индекс по группе ресурсов.

Умножение базовой цены на средний индекс по группе ресурсов

Средняя

Использование среднего изменения цен по ресурсу-представителю с распространением на всю технологически однородную группу ресурсов.

По ресурсу-представителю рассчитывается индекс, путем деления его средней текущей цены на базовую цену. Ресурсом-представителем принято считать наиболее часто применяемую марку(вид) ресурса в пределах технологически однородной группы.

Умножение базовой цены на индекс по ресурсу-представителю

 

5.8.2. В перспективе может быть рекомендован автоматизированный режим расчета индексов и расчетных цен «по кодам ОКП» (Общероссийского классификатора продукции, «ОК 005-93»).

Классификатор представляет собой древовидную структуру кодов продукции, построенных по иерархическому принципу.

Для выполнения автоматизированного режима расчета необходимо присвоение всем ресурсам действующего федерального кодификатора ресурсов, дополнительного признака «Код ОКП». Код ОКП состоит из 6 цифр XX ХХХХ и каждый ресурс кодификатора ресурсов в древовидной системе кодов «ОКП» будет иметь одновременно все иерархические признаки (принадлежность к классу, подклассу, группе, виду).

Автоматизированный режим расчета позволит:

—        обеспечить непрерывность текущих ценовых показателей кодификатора ресурсов с максимально возможной степенью приближения (по видам);

—        сформировать средние показатели индексов по всей номенклатуре ресурсов с различной степенью усреднения.

 

Иерархический принцип

Коды

Система средних индексов

Классы

XX 0000

По классам

 

 

 

Подклассы

ХХХ000

По подклассам

 

 

Однородные группы

ХХХХ00

По группам

 

Виды

XX ХХХХ

По видам

Степень приближения

Низкая

Средняя

Высокая

В настоящее время в соответствии с:

   ГОСТ 1.5-2002 «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению», в государственных стандартах Российской Федерации приводят код группы (подгруппы) или вида продукции по ОК 005, на которую распространяется стандарт»;

   ГОСТ 21.110-95 «Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов» в спецификациях приводят — код оборудования, изделия, материала по классификатору продукции.

 

6.      Анализ результатов мониторинга, внесение изменений

6.1.   Анализ результатов мониторинга предусматривает его проведение на всех стадиях мониторинга: на уровне сбора информации, обобщения и усреднения, формирования расчетных цен, индексов цен.

Проведение анализа включает:

   уточнение причин при значительных изменениях цен в сравнении с прошлым периодом;

   отслеживание максимальных и минимальных границ текущих цен поставщиков однородных ресурсов;

   исключение «случайных» и «единичных» поставщиков с очень низким или очень высоким уровнем цены, как не отражающих реальную динамику цен (п. 5.7.1 Методики);

   отслеживание и сопоставление данных, получаемых из различных внешних источников с результатами собственного мониторинга. К внешним источникам информации относится информация: центры ценообразования в строительстве прилегающих субъектов РФ, отраслевых ассоциаций, органов статистики, государственных органов, маркетинговых или консалтинговых агентств, экспертов строительного рынка, других компетентных организаций;

   анализ индексов, динамики их изменения, влияющих факторов;

   анализ чувствительности сметной стоимости СМР от изменений средних текущих цен, полученных в результате мониторинга.

6.2.   По результатам анализа при необходимости вносятся изменения.

 

7.Взаимообмен информацией

Взаимообмен информацией о средних текущих ценах материальных ресурсов, между региональными центрами ценообразования в строительстве (как правило, по электронной почте) — организует ФГУ «ФЦЦС».

 

8.Концепция развития информационных ресурсов и технологий мониторинга

8.1. Для удовлетворения изменяющихся потребностей строительной отрасли в объективной информации необходимо:

    создание и ведение информационных баз данных с использованием современных технологий формирования, управления, хранения и защиты;

    создание разветвленной многофункциональной системы сбора и передачи информации с центральным узлом сбора и обработки данных;

    постепенное приведение в соответствие с международными требованиями;

—        повышение гибкости системы в зависимости от спроса на информацию.

Краткое описание основных требований к современной технологии мониторинга:

   клиент-серверная технология, обеспечивающая комфортную многопользовательскую работу в локальной сети;

   поддержка работы с неограниченным количеством баз данных (в том числе по регионам);

   хранение и поиск прайс-листов;

   древовидная структура данных с возможностью установки логического порядка сортировки или сортировки по коду ресурса. Количество вложений не ограничено;

   разбивка ресурсов, организаций и городов по группам;

-детальная информация по организациям, регистрация контактов с организацией;

   автоматическое формирование полного адреса (например, для печати конвертов);

   просмотр списков организаций по местоположениям, группам, выход на сайт и многое другое;

   быстрый и удобный ввод цен, многочисленные сервисные функции;

   возможность глубокого анализа данных и контроля корректности введенных данных (за любые временные периоды), анализы роста стоимости с долей влияния ресурсов;

   создание и учет транспортных схем;

   усреднение цен, логический расчет цен, пересчет единиц измерения, расчет индексов;

   база ОКП с привязкой к ресурсам кодификатора;

   расчет средних цен, индексов цен по кодам ОКП с различной точностью (видам, группам, подгруппам ресурсов), для охвата недостающих цен на ресурсы;

   расчет сметных цен, индексов (на ресурсы, расценки, виды работ, виды строительства, конструктивные элементы), укрупненных показателей, поддержка в текущих ценах любых ресурсных моделей;

   богатые возможности настройки интерфейса программы;

   встроенный генератор отчетов (печатных форм): возможность создания дополнительных печатных форм конечным пользователем или изменения существующих;

   импорт данных с прайс-листов;

   экспорт во многие популярные форматы документов (WORD, EXEL, PDF…) и сметные программы в их форматах с обоснованием цен, индексов.

 

 

Наверх

Ваше сообщение