Концепция развития отрасли инженерных изысканий до 2020 года

 

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

 

Концепция принята на 25-м заседании совета НОИЗ 25 января 2013 года

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ДО 2020 ГОДА

1. Общие положения

1.1 Концепция развития отрасли инженерных изысканий до 2020 года (далее Концепция) определяет направления развития инженерных изысканий в условиях саморегулирования строительной деятельности, обеспечивающих градостроительную политику Российской Федерации, конкурентную способность отечественных производителей изыскательской продукции в условиях открытого рынка и корректировку структурных отношений между органами власти и национальными объединениями.

1.2. Стратегической целью развития инженерных изысканий является формирование высокоэффективной, инновационно-ориентированной строительной отрасли, обеспечивающей устойчивое развитие территории РФ.

1.3. Концепция развития отрасли инженерных изысканий предназначена для комплексной реализация общей стратегии развития России «Стратегии 2020».

1.4. Основными задачами изыскательской отрасли по реализации «Стратегии 2020» являются:

— обеспечение документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований информацией о существующих и прогнозируемых природных и техноприродных условиях развития территорий;

— обеспечение строительной отрасли сведениями о природных условиях площадок строительного освоения и эксплуатации существующих объектов;

— минимизация негативных воздействий на окружающую среду при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение безопасности зданий и сооружений.

 

2. Задачи и направления развития отрасли инженерных изысканий до 2020 года

Развитие отрасли инженерных изысканий в рамках реализации установленных настоящей Концепцией задач предусматривается по следующим приоритетным направлениям:

— создание экономических, законодательных и управленческих механизмов, способствующих сохранению и развитию изыскательских организаций;

— выработка единой технической политики в сфере инженерных изысканий и создание отраслевой системы технического регулирования;

— формирование единого информационного пространства инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем территориального планирования и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

— научное, научно-методическое и технологическое обеспечение изыскательских работ, создание новых технологий;

— совершенствование образовательной системы отрасли.

Перечисленные приоритетные направления являются комплексом взаимоувязанных задач развития отрасли инженерных изысканий.

 

2.1. Создание экономических, законодательных и управленческих механизмов, способствующих сохранению и развитию изыскательских организаций

2.1.1 Установить типовой порядок выполнения инженерных изысканий для субъектов Российской Федерации, с учетом региональной специфики природных условий.

2.1.2 Наделить национальные объединениям саморегулируемых организаций полномочиями по определению обязательных правил деятельности в области саморегулирования, в том числе, требований по наличию соответствующих категорий специалистов и необходимой материально-технической базы у субъектов хозяйственной деятельности, претендующих на получение свидетельства о допуске к работам.

2.1.3 Обеспечить конкурентоспособность отечественных изыскательских организаций, а также производителей приборов и оборудования для нужд отрасли.

2.1.4 Законодательно установить положения о контроле инженерных изысканий.

2.1.5 Установить одинаковые условия платежей в обязательные государственные фонды для всех субъектов малого предпринимательства, выполняющих изыскательские и проектные работы

2.1.6. Обеспечить федеральную контрактную систему инструментами определения стоимости инженерных изысканий, включая нормы времени на выполнение инженерных изысканий.

2.1.7. Создать законодательные и экономические механизмы предотвращающие недобросовестную конкуренцию, демпинговые процессы и появление «коммерческих» саморегулируемых организаций. Обеспечить условия создания саморегулируемых организаций инженеров изыскателей основанных на членстве физических лиц.

2.1.8. Законодательно установить требования к оценке природных условий и рисков при подготовке документов территориального планирования.

 

2.2 Выработка единой технической политики в сфере инженерных изысканий и создание отраслевой системы технического регулирования

2.2.1 Система стандартизации отрасли инженерных изысканий является составной частью общей нормативной базы строительного комплекса Российской Федерации.

2.2.2 Система технического регулирования отрасли инженерных изысканий должна обеспечить:

— устойчивое развитие территорий и повышение качества строительства и безопасности зданий и сооружений:

— достаточность минимально необходимых обязательных требований к изыскательской продукции в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировки территории, и архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства:

— достаточность добровольно применяемых требований для выполнения инженерных изысканий;

— взаимосвязь с требованиями нормативных документов для архитектурно-строительного проектирования;

— создание нормативных документов адаптированных к региональным и международным нормам;

— создание механизмов повышения ответственности за выпускаемую изыскательскую продукцию путем совершенствования отечественной системы оценки соответствия и достоверности изыскательской продукции.

2.2.3 Решение перечисленных задач осуществляется путем совершенствования нормативной базы, обновления существующих нормативных документов и разработки новых, а также создание многоуровневой системы стандартов организаций.

 

2.3 Формирование единого информационного пространства инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем территориального планирования и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

2.3.1 Единое информационное пространство инженерных изысканий, базируется на материалах и данных, содержащихся в системе государственных фондов инженерных изысканий, которые функционируют на федеральном и региональном уровнях. Правовое регулирование вопросов формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий осуществляется Правительством Российской Федерации.

2.3.2 Провести инвентаризацию существующих фондов инженерных изысканий, разработать и принять единый электронный формат передачи, хранения и ведения материалов и данных инженерных изысканий, актуализировать существующие фонды с учетом их использования в комплексной геоинформационной системе территориального планирования и информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

2.3.3 Создать двухуровневую (федеральный, региональный) систему государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с целью образования единого информационного пространства инженерных изысканий Российской Федерации.

 

2.4 Научное, научно-методическое и технологическое обеспечение изыскательских работ, создание новых технологий

В целях повышения конкурентной способности отечественных производителей технической базы инженерных изысканий необходимо:

2.4.1 Обеспечить переход отрасли на программные продукты, позволяющие:

— системно представлять разнородные результаты инженерных изысканий, в том числе в формате 3D:

— создавать производные информационные материалы инженерных изысканий;

— обеспечивать решение задач прогнозирования природных и технических катастроф в реальном масштабе времени.

2.4.2 Ввести применение единого электронного формата перемещения результатов инженерных изысканий как внутри изыскательских организаций, так и между другими потребителями изыскательской продукции.

2.4.3 Совершенствовать законодательство в части упрощения порядка доступа к исходным данным, включая картографо-геодезические данные, используемые при проведении инженерных изысканий, проектировании и строительстве.

2.4.4 Обосновать применение полевых методов, данные по которым могут быть использованы как исходные для расчетов фундаментов и оснований зданий и сооружений.

2.4.5 Создать стандартные лабораторные комплексы инженерных изысканий, отвечающие современным требованиям системы специализированных лабораторий.

2.4.6 Провести научно-методические исследования в области инженерных изысканий для обеспечения безопасной и комфортной жизнедеятельности людей, а именно:

— разработать современные методы прогноза и оценки риска от опасных природных процессов (землетрясения, цунами, смерчи, сели, наводнения, и др.);

— разработать научные основы и методики геотехнических изысканий;

— разработать современные технологии и методы инженерных изысканий.

 

2.5 Совершенствование образовательной системы отрасли

2.5.1 Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами включает:

— создание системы производственных практик студентов высшей школы и производственной стажировки преподавателей ВУЗов на основе долгосрочных договоров между ВУЗами и изыскательскими организациями;

— развитие магистратуры по программе «Инженерные изыскания в строительстве»;

— актуализацию образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также аттестации кадров по инженерным изысканиям;

— подготовку и аттестацию специалистов в сфере государственной и негосударственной экспертиз инженерных изысканий;

— подготовку научных кадров через аспирантуру и докторантуру.

2.5.2 Привести номенклатуру специальностей в соответствие с реальными потребностями отрасли инженерных изысканий.

Создать направления подготовки специалистов, обеспечивающих комплексные инженерные изыскания для строительства, разработать специализированные образовательные программы для подготовки геологов, геодезистов, экологов, геотехников, гидрометеорологов в области инженерных изысканий для строительства.

2.5.3 Установить взаимодействие высших учебных заведений с ведущими научными и производственными изыскательскими организациями.

 

3. Этапы реализации Концепции

Основным инструментом реализации настоящей Концепции являются федеральные целевые программы по каждому из вышеуказанных приоритетных направлений.

Разработка федеральных целевых программ осуществляется Национальным объединением изыскателей при взаимодействии с Министерством регионального развития Российской Федерации.

Реализация Концепции осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также Национальным объединением изыскателей на основе комплексного плана мероприятий.

Реализация приоритетных направлений развития отрасли инженерных изысканий осуществляется за счет средств федерального бюджета, региональных бюджетов, средств внебюджетных источников, а также средств бизнеса.

Реализация настоящей Концепции предусматривается осуществлять в 2 этапа:

 

I этап (2013 — 2015 годы).

На этом этапе предполагается :

— создать экономические и законодательные механизмы, сохранения и развития изыскательских организаций;

— завершить процесс становления изыскательской отрасли России в условиях саморегулирования;

— актуализировать существующие нормативные документы;

— создать единое информационное пространство инженерных изысканий;

— сформировать систему государственных фондов материалов и данных инженерных изысканий;

— актуализировать базовые документы для подготовки специалистов;

— разработать национальную техническую политику внедрения новых технологий.

 

II этап (2016 — 2020 годы)

На этом этапе предполагается:

— обеспечить реализацию экономических и законодательных механизмов устойчивого развития изыскательских организаций;

— привести нормативную базу инженерных изысканий в соответствие с международным уровнем и адаптировать ее в региональные системы Евросоюза, Таможенного союза и др.;

— завершить создание системы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами;

— осуществить внедрение инновационных технологий в производство инженерных изысканий.

 

Наверх

Ваше сообщение