Проект ФЗ. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований о представлении информации о ценах на строительные ресурсы
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проект ФЗ. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований о представлении информации о ценах на строительные ресурсы
Разработчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2006, №52, ст. 5498; 2007, №26, ст. 3089; 2009, № 1, ст. 17; №29, ст. 3597; №48, ст. 5711; 2010, №30, ст. 4002; №31, ст.4158, 4195, 4208; №50, ст. 6605; 2011, №30, ст. 4585, 4591; №49, ст. 7025; №50, ст. 7345; 2013, №27, ст. 3478; №30, ст. 4029; №48, ст. 6164; №52, ст. 6961, 7010; 2015, №29, ст. 4376, №45, ст. 6208; 2016, №23, ст.3285; №26, ст. 3891; №27, ст. 4305; №50, ст. 6975; 2017, № 31, ст. 4812, 4828; 2018. № 1, ст. 21; № 7, ст.973; № 30, ст. 4555; № 31, ст. 4825, ст. 4851; № 41, ст.6157; ст.6187; №42, ст. 6378; №45, ст. 6832; №47, ст. 7125, ст. 7128; №53, ст. 8436; ст. 8447; 2019, № 6, ст. 465; № 10, ст. 893; № 12, ст. 1216, ст. 1218; №25, ст.3161;№29, ст. 3847; №30, ст. 4119, ст. 4121, ст. 4131; №42, ст. 5803; №44, ст. 6178, ст. 6182; №45, ст. 6832; №47, ст.7125, ст. 7128; №49, ст. 6964; №51, ст. 7493, ст. 7494, ст. 7495; №52, ст. 7811, ст. 7819; №53, ст. 8436, ст. 8447; 2020, № 14, ст. 2002, ст. 2020, ст.2029; №50, ст. 8065; 2021, №1, ст.50, ст.51; №9,ст. 1461,ст. 1466;№ 11, ст. 1701) следующие изменения:
1) дополнить статьей 9.5.3 следующего содержания:
«Статья 9.5.3 Нарушение сроков представления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, подлежащих размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве
1. Непредставление информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, подлежащих размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, в установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации сроки представления такой информации —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»;
2) в статье 23.1:
— в части 1 после слов «статьей 9.5.2,» дополнить словами «статьей 9.5.3»;
— в абзаце третьем части 3 после слов «статьями 7.13—7.16» дополнить словами «статьей 9.5.3»;
3) часть 2 статьи 28.3 дополнить пунктом 115 следующего содержания:
«115) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5.3 настоящего Кодекса.».
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований о представлении информации о ценах на строительные ресурсы»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований о представлении информации о ценах на строительные ресурсы» (далее — законопроект) подготовлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с реализацией пункта 1.1 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 10 декабря 2020 г. № 11789п-П16, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение установленных требований представлять информацию о ценах на строительные ресурсы (услуги) для: производителей и поставщиков строительных ресурсов (импорт); юридических лиц, осуществляющих перевозку строительных ресурсов автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным транспортом.
Целью законопроекта является обеспечение реализации полномочий Российской Федерации по мониторингу цен строительных ресурсов для сквозного ценообразования в сфере градостроительной деятельности на территории Российской Федерации, в том числе посредством воздействия через привлечение к административной ответственности.
Ежемесячные расширенные совещания с руководителями субъектов Российской Федерации и производителями (импортерами) строительных ресурсов, проводимые Минстроем России, начиная с вступления в силу Правил в январе 2017 года, в течение 2017 года (в том числе в режиме видеосвязи и выездных мероприятий), разъяснительные семинары о законодательстве Российской Федерации в сфере ценообразования при проектировании и строительстве, устанавливающем обязанность производителей (импортеров) строительных ресурсов размещать в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее также — лица, обязанные представлять информацию, необходимую для формирования сметных цен на строительные ресурсы), не привели к желаемому результату: в установленный законодательством срок — 15 ноября 2017 года в информационной системе из 13937 организаций зарегистрировалось только 25 организаций.
В настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, динамика представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, продолжает оставаться недостаточной, наполняемость ФГИС ЦС составляет около 15%.
Так, в период с 1 по 29 апреля 2021 г. из перечня представляющих сведения во ФГИС ЦС индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сформированного в соответствии с пунктом 10 Правил, включающего 15282 индивидуальных предпринимателя и юридических лица:
— 4547 из 15231 (29,9%) за I квартал 2021 г. представили информацию в ФГИС ЦС, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства;
— за I квартал 2021 г. представлены сведения в разрезе 133 370 ценовых показателей, из которых 36 677 — без учета нулевых показателей, из них 16 244 являются уникальными ценовыми показателями (количество позиций классификатора строительных ресурсов (КСР), по которым в ФГИС ЦС представлены сведения), что составляет 12,7% от общего количества позиций КСР (127 816).
Основной задачей законопроекта является установление административной ответственности за нарушение установленного законодательством о градостроительной деятельности сроков представления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, подлежащих размещению во ФГИС ЦС, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, обязанными представлять такую информацию при мониторинге цен строительных ресурсов.
Сроки представления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, подлежащих размещению во ФГИС ЦС, и перечень лиц, обязанных представлять такую информацию при мониторинге цен строительных ресурсов, в действующем законодательстве регулируются Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1452 (далее — Правила). Вместе с тем, законодательством не предусмотрена ответственность указанных лиц за нарушение установленного законодательством о градостроительной деятельности сроков представления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, обязанными представлять такую информацию при мониторинге цен строительных ресурсов.
Законопроектом определено, что субъектами административного правонарушения будут являться:
а) должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление при мониторинге цен строительных ресурсов информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, а если такие лица не были назначены — руководитель юридического лица;
б) индивидуальные предприниматели и юридические лица, включенные в перечень лиц, на которые Правилами возложена обязанность по представлению информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов.
Следует отметить, что и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, вошедшие в указанный перечень, в равной степени независимо от своей организационно-правовой формы обязаны представлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, для повышения информационного наполнения ФГИС ЦС. С учетом изложенного законопроектом предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели несут равную административную ответственность.
Законопроектом предлагается ввести один простой состав административного правонарушения и один квалифицирующий состав. В качестве мер административного воздействия к нарушителям предлагается применять предупреждение и штраф.
За аналогичные правонарушения Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются, например, следующие размеры штрафов:
а) административный штраф по статье 13.19 «Непредставление первичных статистических данных»:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 рублей.
административный штраф за повторное совершение указанного выше административного правонарушения:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 тысяч рублей.
б) административный штраф по статье 19.7.2-1 «Непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей;
— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Законопроектом предлагается наделить полномочиями по рассмотрению административных дел за нарушение установленного законодательством о градостроительной деятельности порядка представления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов при мониторинге цен строительных ресурсов, районные суды.
При выработке данной позиции принималось во внимание, что дела о соответствующих административных правонарушениях могут быть возбуждены в отношении крупных производителей (импортеров) строительных ресурсов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие конкретных субъектов Российской Федерации. Вместе с тем задача по повышению информационного наполнения ФГИС ЦС с целью объективного формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства в Российской Федерации является задачей федерального значения, соответственно, необходимо единообразное применение новой статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, разработчики законопроекта исходили из того, что данную категорию дел следует отнести к рассмотрению районных судов, относящихся к федеральным судам, а не мировых судей, относящихся к судам субъектов Российской Федерации (статья 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Законопроектом предусматривается, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных новой проектируемой статьей 9.5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
Доходы, полученные от уплаты штрафов, будут поступать в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Законопроект не попадает под сферу действия Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом регулирование не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее — обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.