Письмо № 01-01-17/10652-НБ от 15.07.2022
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Федеральное Автономное Учреждение «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
ПИСЬМО от 15 июля 2021 г. № 01-01-17/10652-НБ
ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее — Учреждение) рассмотрело обращение и сообщает следующее.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе экспертного сопровождения установлен Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее — Положение № 145).
Изменения, внесенные в проектную документацию, не предусмотренные частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), подлежат обязательной государственной экспертизе в форме повторной экспертизы или в форме экспертного сопровождения.
При этом следует учитывать, что предмет экспертного сопровождения не включает оценку результатов инженерных изысканий, а также оценку достоверности определения сметной стоимости (за исключением изменений, указанных в подпункте «б» пункта 174 Положения № 145).
Документы, представляемые для заключения договора об экспертном сопровождении, определены пунктом 172 Положения № 145.
Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы в рамках экспертного сопровождения, определен пунктом 173 Положения № 145.
Основанием для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках подготовки заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, согласно подпункту «б» пункта 174 Положения № 145, является изменение сметной стоимости строительства (реконструкции), которая не соответствует стоимости, установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований.
В этом случае для получения заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения заявитель в соответствии с частью 3.10 статьи 49 ГрК РФ и пунктом 17.4 Положения № 145 представляет:
— заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в котором указывается информация, в том числе о необходимости отражения в выдаваемом заключении выводов в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции;
— смету на строительство (реконструкцию) (в части, подвергшейся изменениям в результате изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения).
Смета в указанной части должна быть откорректирована с учетом утвержденных сметных нормативов, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов (далее — ФРСН), и (или) определенных Минстроем России сметных цен строительных ресурсов на дату представления заявления о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, соответствие которым устанавливается в ходе проверки в целях формирования вывода о достоверности сметной стоимости.
При подготовке заключения может осуществляться оперативное внесение изменений в смету на строительство (реконструкцию) в порядке и сроки, установленные пунктом 456 Положения № 145.
На основании 261 Положения № 145 договор об экспертном сопровождении заключается на 1 год. Заявитель вправе уведомить организацию по проведению государственной экспертизы о продлении срока действия договора об экспертном сопровождении.
Законодательством не ограничено количество заявлений о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, которые могут быть представлены заявителем в пределах срока действия договора об экспертном сопровождении. Застройщик или технический заказчик также не ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме.
Таким образом, корректировка сметной документации должна производиться после внесения всех изменений в техническую часть проектной документации и получения по ним положительных заключений по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.
Выводы в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства будут отражены уже в рамках подготовки заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения.
Учитывая изложенное, застройщику или техническому заказчику необходимо самостоятельно оценить объем вносимых изменений, с учетом оценки совместимости данных изменений с другими разделами проектной документации, и принять решения о направлении проектной документации на экспертизу (в том числе повторную либо экспертное сопровождение) объекта капитального строительства (часть 15 статьи 48 ГрК РФ).
Заместитель начальника Главгосэкспертизы России Н.В.Богомолова