Вопрос. Подскажите, как сейчас правильно считать компенсацию по НДС для объектов КГИОП…

Вопрос.

Подскажите, как сейчас правильно считать компенсацию по НДС для объектов КГИОП?
Ответ.

На основании пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налогообложения НДС освобождаются работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ. При этом, под работами (услугами) подразумеваются консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы (услуги), а также, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, спасательные, археологические, полевые работы, в том числе, научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (Письмо ФНС РФ от 07.09.2012 N АС-20-3/970).

Указанная льгота по НДС применяется, если в налоговый орган представлены соответствующие документы: справка об отнесении к объектам культурного наследия, включенным в упомянутый реестр, копия договора на выполнение соответствующих работ.

Обязательное условие для применения освобождения — наличие у налогоплательщика лицензии на осуществление деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Осуществление организацией не облагаемой НДС деятельности влечет невозможность заявления сумм «входного» налога к вычету. Указанные суммы учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ и услуг (п. 2 ст. 171 НК РФ, письма Минфина России от 18.06.2019 № 03-07-11/44374, от 14.05.2018 № 03-07-11/32094 и др.).

Примечание: в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобождаемых от обложения НДС, организация обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена возможность отказа от применения освобождения от обложения НДС операций, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ. (В силу п. 5 ст. 149 НК РФ отказ возможен только в отношении операций, перечисленных в п. 3 этой статьи.) Тем не менее правоприменительная практика подтверждает:

  • наличие у продавца (Подрядчика, исполнителя) права начислять НДС при совершении операций, названных в п. 2 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, уплачивать его в бюджет и выставлять покупателю (Заказчику) счета-фактуры;

  • возможность покупателя (Заказчика) заявить предъявленный НДС к вычету (при условии, что объект предназначен для использования в облагаемой налогом деятельности, например для сдачи в аренду).

Таким образом, если Заказчик и Подрядчик являются коммерческими организациями, они могут самостоятельно решать, увеличивать цену работ на сумму НДС или нет.

В случае заключения контракта на выполнение работ для государственного (муниципального) Заказчика необходимо учитывать следующее.

С одной стороны, чиновники признают, что если цена работ сформирована с учетом НДС, то сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена победителю закупок в установленном контрактом размере (без уменьшения на величину НДС). При этом Подрядчик обязан выставить Заказчику счет-фактуру с выделением суммы налога. Такие выводы можно сделать, например, из содержания Письма Минфина России от 10.03.2020 № 24-01-08/17341, разъясняющего вопросы определения НМЦК, включения в нее НДС и установления цены контракта на проведение работ по текущему ремонту на объектах культурного наследия народов РФ.

С другой стороны, практика свидетельствует о том, что включение в цену освобожденных от налогообложения работ суммы НДС может обернуться негативными последствиями для обеих сторон. Заказчику работ могут указать на нецелевое расходование бюджетных средств. Так, из Постановления АС ЗСО от 28.02.2020 № Ф04-7903/2020 по делу № А46-3952/2019 видно, что проверяющие (управление Федерального казначейства) указали госоргану (Заказчику) на неправильное определение цены работ с учетом НДС, что повлекло необоснованное завышение цены контракта на проведение реставрационных работ. Арбитры согласились с контролерами, отметив, что госорган (как получатель бюджетных средств) обязан выполнять требования законодательства, регулирующие расходование указанных средств. При заключении контракта Заказчик обязан руководствоваться ст. 149 НК РФ, предусматривающей освобождение работ от обложения НДС.

Важно, что полученная подрядчиком сумма НДС может быть признана его неосновательным обогащением и взыскана с организации.

С учетом изложенного, включение суммы налога в цену государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия сопряжено с рисками негативных последствий для обеих сторон (Заказчика и Подрядчика).

При заключении договора подряда на выполнение работ по объекту культурного наследия, обычно, составляется смета, в которой перечисляются все виды предстоящих работ и указываются материалы, необходимые для производства этих работ. В этом случае, если Подрядчик выполняет работы из материалов, которые самостоятельно приобретает, то он передает Заказчику весь комплекс работ и материалы, задействованные при выполнении этих работ. При таком документальном оформлении, не облагается НДС вся стоимость по договору подряда, включая стоимость использованных в соответствии со сметой материалов.

Если материалы передаются (продаются) Заказчику по отдельному договору поставки (купли-продажи) материалов на объект культурного наследия, то данный вид хозяйственной операции облагается НДС в обычном порядке по ставке НДС 20%.

Согласно Приказу Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства.»,

При определении сметной стоимости работ (услуг) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 24, ст. 4217), работы (услуги), не подлежащие налогообложению, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, в расчет НДС не включаются за исключением сметной стоимости материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда машинистов).

Ответ дан по состоянию на 12.09.2024

Все права на информационный материал принадлежат редакции сайта «Дайджест-Визард». Копирование и публикация материала допускается только с обязательной прямой ссылкой на страницу, с которой материал был взят, любое другое использование — только с письменного разрешения редакции.

© digest.wizardsoft.ru

Наверх

Ваше сообщение