Добрый день! Подскажите пожалуйста, замечание Главгосэкспертизы по поводу применения коэффициента уплотнения на обратную засыпку к песку. Просят исключить, ссылаясь на ОП сборника 1 ФЕР…
Вопрос
Добрый день! Подскажите пожалуйста, замечание Главгосэкспертизы по поводу применения коэффициента уплотнения на обратную засыпку к песку. Просят исключить, ссылаясь на ОП сборника 1 ФЕР, что данный коэффициент можно учитывать только для насыпи. Кто-то сталкивался с таким?
Ответ
В соответствие с ОБЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ Сборника 1 «Земляные работы»,
- п.1.13. Объем нескального грунта природной плотности, необходимый для возведения насыпи, должен приниматься равным проектному объему насыпи. Если необходимая по проекту плотность грунта в насыпи превосходит природную плотность в естественном залегании (в резервах или карьерах), объем, исчисленный по профилям, надлежит умножить на коэффициент уплотнения.
При отсыпке насыпей железных и автомобильных дорог дренирующим грунтом из промышленных карьеров, объем которого исчислен в разрыхленном состоянии в транспортных средствах, количество требующегося дренирующего грунта принимается с коэффициентами:
- при уплотнении до 0,92 стандартной плотности – 1,12;
- свыше 0,92 – 1,18.
Если дренирующий грунт отпускается в карьере с плотностью менее 1,5 т/м3, в этом случае потребный объем грунта в насыпи определяется из соотношения плотности грунта, оплачиваемого по счетам в карьере и принятой проектом плотностью в насыпи.
ВЫВОД: Замечания экспертизы о том, что коэффициент уплотнения в размере 1,12 и 1,18 можно учитывать только для насыпей железных и автомобильных дорог, формально отвечают требованиям ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ Сборника 1 «Земляные работы».
Вместе с тем следует отметить, что согласно СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. (Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87), утвержденному и введенному в действие приказом Минстроя России от 27 февраля 2017 года № 125/пр, коэффициент уплотнения грунта принимается на основании проектных данных.
Объем земляных работ при составлении сметной документации на обратных засыпках в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях исчисляется по проектному геометрическому объему грунта в насыпи или в ином конструктивном элементе с учетом значения коэффициента относительного уплотнения.
Т.е. в положениях СП 45.13330.2017 речь идет не только о насыпях железных и автомобильных дорог.
Кроме того, в соответствие с ОБЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ Сборника 1 «Земляные работы»,
- п.1.1.9. Затраты на автомобильные перевозки грунта табл. 01-02-019 ФЕР, учтены. Массу транспортируемого грунта следует принимать по приложению 1.1 Распределение грунтов на группы в зависимости от трудности разработки, а при отклонении показателей средней плотности грунта от приведенной в приложении 1.1 более чем на 5 % – по данным инженерно-геологических изысканий.
При этом объем грунта, подлежащего вывозке автомобильным транспортом, исчисляется по проектным размерам.
Объем грунта, подлежащий подвозке автотранспортом на объект для засыпки пазух, подсыпки под полы или в насыпь вертикальной планировки исчисляется по проектным размерам с добавлением на потери:
при транспортировании автотранспортом на расстояние до 1 км – 0,5 %; при транспортировании автотранспортом на расстояние более 1 км – 1,0 %; при перемещении грунта бульдозерами по основанию, сложенному грунтом другого типа: при обратной засыпке траншей и котлованов – 1,5 %; при укладке в насыпи – 2,5 %.
Таким образом, объем привозного грунта (в разрыхленном состоянии) для обратных засыпок в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях необходимо определять по геометрическому объему с учетом коэффициентов уплотнения, а также исчисления потерь при транспортировке грунтов.
Ответ дан по состоянию на 29.08.2025
Все права на информационный материал принадлежат редакции сайта «Дайджест-Визард». Копирование и публикация материала допускается только с обязательной прямой ссылкой на страницу, с которой материал был взят, любое другое использование — только с письменного разрешения редакции.
©digest.wizardsoft.ru