Вопрос Подскажите, смета составлена в 3 квартале 2022 года, торги будут проходить сразу, и работы тоже сразу начнутся. Надо ли делать НМЦК…
Вопрос.
Подскажите, смета составлена в 3 квартале 2022 года, торги будут проходить сразу, и работы тоже сразу начнутся. Надо ли делать НМЦК?
Ответ.
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) Заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её.
Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем)
НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.
Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.
Согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, подходить к обоснованию НМЦК необходимо основательно, учитывая, что за несоблюдение данных норм частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей.
Положениями части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК вышеуказанных методов, Заказчик вправе применить иные методы. В этом случае, в обоснование НМЦК Заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
На практике требование определения и обоснования НМЦК играет важную роль. Обоснование НМЦК оказывает непосредственное влияние на построение всего закупочного процесса, начиная уже с этапа планирования – при формировании планов закупок и планов-графиков. Заказчик несёт ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ). Результативность обеспечения государственных и муниципальных заказов и эффективность бюджетных расходов в целом непосредственно связана с тем, насколько корректно Заказчик либо уполномоченная организация определяет НМЦК.
ВЫВОД: Достоверность и качество обоснования НМЦК – это один из определяющих факторов успешной закупки. В связи с этим, государственным и муниципальным Заказчикам рекомендуется осуществлять детальную проверку правильности и достоверности обоснования НМЦК.
Ответ дан по состоянию на 15.09.2022
Все права на информационный материал принадлежат редакции сайта «Дайджест-Визард». Копирование и публикация материала допускается только с обязательной прямой ссылкой на страницу, с которой материал был взят, любое другое использование — только с письменного разрешения редакции.
© digest.wizardsoft.ru