Транспортный налог за самоходные машины на гусеничном ходу

Рассмотрим порядок уплаты транспортного налога за самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

ВАЛЕРИЯ РЫКОВА, юрист компании «Реn&Рарег

В статье 357 Налогового кодекса РФ указано, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации, физические лица), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

 

Место уплаты налога

Платить транспортный налог и авансовые платежи по нему необходимо по местонахождению транспортного средства, а именно в бюджет того региона, где оно зарегистрировано (подп. 2 п. 5 ст. 83, ст. 363 НК РФ).

Согласно Приказу МВД РФ от 24.11.08 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» транспортные средства регистрируются:

• за физическими лицами по адресу, указанному в паспорте гражданина РФ или в свидетельстве о регистрации по месту жительства;

• за юридическими лицами по месту их государственной регистрации либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Таким образом, в отношении физических лиц транспортный налог уплачивается по месту жительства, а в отношении юридических лиц — по месту регистрации организации или месту нахождения обособленного подразделения.

 

Определение налоговой ставки

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (ст. 361 НК РФ). Таким образом, при выборе налоговой ставки, в соответствии с которой будет исчисляться транспортный налог, нужно определить, к какой из перечисленных в ст. 361 НК РФ категорий транспортное средство относится.

Налоговый кодекс РФ, а также Закон Санкт-Петербурга от 04.11.02 №487-5З «О транспортном налоге» и Закон Ленинградской области от 22.11.02 №.51-оз «О транспортном налоге» не устанавливают критерии отнесения транспортного средства к той или иной категории. Определение такой категории является компетенцией регистрирующих органов.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.94 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» органами государственной регистрации наземных транспортных средств в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, являются органы Гостехнадзора РФ.

Таким образом, налоговая ставка, установленная для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», применяется при исчислении налога в отношении транспортных средств, на которые органами Гостехнадзора РФ выданы паспорта самоходных транспортных средств.

Следует отметить, что Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 №359 (ОКОФ), при определении вида автотранспорта руководствоваться не следует, так как он предназначен для учета и статистики основных средств, а не для целей налогообложения. Определения и термины, используемые в этом документе, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.07 №5336/07).

Налоговая ставка для самоходных транспортных средств и машин на пневматическом и гусеничном ходу на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области для 2009 года, а также 2010 года установлена региональными законами в размере 25 руб. (с каждой лошадиной силы).

При этом размер ставки является одинаковым как для юридических, так и для физических лиц. Как указал ВАС РФ, законом субъекта РФ не могут быть установлены разные ставки транспортного налога на один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности в зависимости от того, кто является налогоплательщиком — физическое лицо или организация (Постановление Президиума ВАС РФ 27.01.09 №11519/08).

 

Расчет суммы транспортного налога

Для организаций сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между исчисленной суммой налога за год и уплаченными по итогам отчетных периодов суммами авансовых платежей в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ), которые рассчитываются ненарастающим итогом. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области отчетным периодом для организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 НК РФ).

Таким образом, сумма транспортного налога, подлежащая уплате, рассчитывается следующим образом:

Если транспортное средство регистрируется (снимается с регистрации) в течение налогового (отчетного) периода, то при исчислении налога (авансового платежа) применяют соответствующий коэффициент. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Месяц регистрации, так же как и месяц снятия с учета, принимается за полный. При регистрации и снятии с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц, даже если транспортное средство находилось в собственности только один день (Письмо Минфина РФ от 23.09.08 №03-05-05-04/23).

Физические лица авансовые платежи не уплачивают и сумму транспортного налога самостоятельно не исчисляют. Подлежащая уплате сумма рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляют органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств (в данном случае Гостехнадзор РФ), и направляется физическому лицу в форме налогового уведомления.

 

Срок уплаты транспортного налога и авансовых платежей

Сроки уплаты налога и авансовых платежей и порядок их уплаты устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). При этом срок уплаты транспортного налога не может быть установлен ранее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Несмотря на это в Ленинградской области до 23.06.09 был установлен более ранний срок уплаты налога —20 января (абз. 3 ст. 2 Закона ЛО о транспортном налоге). С 23.06.09 региональные власти привели закон в соответствие с федеральным законодательством — срок продлен до 1 марта.

В Санкт-Петербурге налог уплачивается не позднее срока, установленного НК РФ для подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода, т. е. до 1 февраля (ст. 3 Закона СПб о транспортном налоге).

Организации по истечении каждого отчетного периода самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и уплачивают их не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления:

• в Санкт-Петербурге — не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом;

• в Ленинградской области — не позднее 30 дней после получения налогового уведомления.

Наверх

Ваше сообщение