Саморегулирование: первые шаги
Иван Петров, юрисконсультант, ЗАО «Северо-Западный Юридический центр»
Создание саморегулируемых организаций в различных сферах является мировой практикой.
Cаморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая организация (некоммерческое партнерство), сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций (реестр СРО Ростехнадзора), членами которой могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, разрабатывающая и утверждающая документы, необходимые для ее деятельности. Статус СРО присваивается Ростехнадзором, который вносит саморегулируемую организацию в реестр СРО. На Ростехнадзор как на федеральный орган возложены функции контроля над деятельностью всех СРО, а также за их соответствием действующему законодательству.
При вступлении в СРО фирма вносит определенные денежные средства — вступительный взнос, членский взнос и взнос в фонд СРО, называемый компенсационным. СРО должна обеспечить дополнительную имущественную ответственность каждого своего члена перед потребителями произведенных товаров, работ или услуг и иными лицами, иметь возможность выплачивать определенные платежи из своего компенсационного фонда в случае предъявления соответствующих требований. Если компания соответствует всем требуемым нормам, она может рассчитывать на получение допуска СРО, который выдается на каждый вид выполняемых работ или услуг. Только на основании этого допуска деятельность компании будет легитимной. Несомненно, важным моментом является то, что в отличие от лицензии свидетельство СРО является бессрочным.
Правовые основы
Саморегулируемые организации появились в России несколько лет назад в связи с вступлением в силу Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.07. СРО создается в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.96. В составе СРО должно быть не менее 25 организаций или индивидуальных предпринимателей, либо не менее 100 граждан, занимающихся определенной профессиональной деятельностью, если законом не установлено иное.
Членами СРО должны быть лица, занимающиеся строительством, проектированием, аудитом, инженерными изысканиями, медиацией, оценкой и иными работами, предусмотренными российскими законами, например:
• в главе 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.10 №190-ФЗ — «Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения»;
• в главе 13 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 №39-Ф3 — «Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг»;
• в главе 4 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.09 №261-ФЗ «Энергетическое обследование. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования»;
• в главе Федерального закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.01 №156-ФЗ — «Полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Саморегулируемые организации»;
•в статье 18 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.10 №193-Ф3 — «Саморегулируемая организация медиаторов»;
• в Градостроительном кодексе РФ, указывающем, что вступать в СРО должны организации или граждане, осуществляющие инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
• и так далее.
Точный перечень видов работ, на которые выдается свидетельство о допуске, также утверждается соответствующими законами и подзаконными актами, например строительные, изыскательские и проектные работы регламентируются Приказом Минрегиона РФ «Об утверждении
Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции. Капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» от 30.12.09 №624. В сфере пожарной безопасности, например, законодательные акты, регламентирующие вопросы саморегулирования, пока не вступили в действие.
Преимущества и недостатки
Нужно отметить, что создание СРО в различных сферах является мировой практикой. Желание России вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) заставило руководство нашей страны принять мировые стандарты по регулированию и контролю целого ряда направлений. Многие компании с большой долей негатива встретили новость о необходимости вступления в СРО. Основной проблемой малых и средних предприятий при вступлении в СРО является нехватка денежных средств. Ведь для вступления, например, в строительную СРО единовременно приходится заплатить около 400 000 руб., что в свете поддержки малого и среднего бизнеса в России смотрится даже смешно. Несправедливым является тот факт, что всем фирмам, вне зависимости от масштабов деятельности, предложено платить одинаковые взносы. Конечно, отрасль строительства очень обширна и требует отдельного внимания со стороны государства, но пока мы видим только барьеры и препятствия для участников этого рынка. Также предполагалось, что введение СРО снизит коррупцию. Как мы знаем, в нашей стране коррупция есть и в органах внутренних дел, несмотря на более жесткий контроль и более серьезную ответственность. Может быть СРО выгодно государству? Как показывает практика, уже сейчас фиксируется снижение объемов проектирования и строительства в связи с организационными затруднениями, уходом с рынка сегмента «дешевых» поставщиков товаров и услуг, подорожанием работ по причине увеличения их затратной части. Да, с одной стороны, государство отменило лицензирующие органы, выдающие бланки лицензий, и казна государства должна пополниться, но с другой стороны, усилены надзорные органы, контролирующие деятельность СРО.
Пожалуй, одним из важных принципов СРО является информационная открытость, касающаяся интересов всех членов СРО. Открытость и прозрачность механизма СРО — это уже признаки более цивилизованного рынка. Функция контроля, организации мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил СРО, обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями должны повлиять на качество выполняемой работы. Также немаловажным плюсом для СРО является организация профессионального обучения, аттестация и сертификация произведенных товаров (работ, услуг), осуществление контроля за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения требований стандартов и правил СРО.
Саморегулирование все-таки является более простой и понятной схемой регулирования качества и безопасности. Многие административные преграды, например такие, как оформление проектной лицензии МЧС или выдача лицензий на проектирование, заменяются легким и понятным механизмом самостоятельного контроля качества работ. Но все-таки полный самоконтроль в сфере того же строительства невозможен ввиду того, что государство по-прежнему устанавливает определенные стандарты и контролирует их соблюдение.
Саморегулирование пока еще недостаточно разработано и внедрено в нашей стране. Многие бизнесмены с осторожностью относятся к принципу саморегулирования и не всегда видят преимущества. Можно говорить о том, что саморегулирование является гарантией того, что его члены действительно являются профессионалами, которые заинтересованы в развитии своего дела, а не теми, кто приобрел готовые фирмы для вложения капитала или отмывания денег.
В статье использованы документы
■ Федеральный закон от 01.12.07 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (принят ГД ФС РФ 16.11.07). В ред. от 27.07.10.
■ Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.95). В ред. от 29.12.10.
■ Федеральный закон от 27.07.10 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (принят ГД ФС РФ 09.07.10).
■ Федеральный закон от 22.04.96 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.96). В ред. от 04.10.10.
■ Федеральный закон от 23.11.09 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.09). В ред. от 27.07.10.
■ Федеральный закон от 29.11.01 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (принят ГД ФС РФ 11.10.01). В ред. от 27.07.10.
■ Федеральный закон от 27.07.10 №193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (принят ГД ФС РФ 07.07.10).
■ Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 №190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.04). В ред. от 29.11.10.