Переход от лицензирования к членству в СРО
МАРИЯ ИРЖЕМБИЦКАЯ, генеральный директор ООО «Элантра»
Организациям, планирующим осуществлять работы в области строительно-монтажных работ, необходимо в срок до 1 января 2010 года произвести процедуру вступления в саморегулируемые организации.
Согласно Федеральному закону от 22.07.08 №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 01.01.09 прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий.
Также законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность за продолжение деятельности без свидетельства о допуске к работам с 01.01.10. Однако в настоящее время в Градостроительном кодексе РФ нет ссылок на соответствующие статьи Административного и Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за осуществление работ без оформления допуска через СРО (саморегулируемые организации). В ближайшее время ожидается внесение изменений в законодательство, которые закроют эти пробелы в уже принятом Градостроительном кодексе. При рассмотрении правовых последствий нарушений Градостроительного кодекса в переходном периоде можно опираться на статьи КОАП, которые определяют ответственность за нарушение требований в области строительства и проектирования, в частности ст. 9.1, 9.4, 9.5.
К выбору СРО необходимо подойти очень серьезно и ответственно, так как данная процедура связана с серьезными финансовыми вложениями и будет определять будущее организации на многие годы.
Порядок вступления в СРО
Самым простым и надежным способом выбора СРО является вступление в уже зарегистрированную Ростехнадзором саморегулируемую организацию.
Введение саморегулирования в области строительства призвано осуществлять следующие функции:
• установление стандартов и правил ведения членами саморегулируемой организации в строительстве (СРОС) хозяйственной деятельности;
• установление санкций за нарушение установленных правил;
• осуществление контроля за соблюдением правил организации;
• применение санкций в случае обнаружения нарушения правил;
• разработка и реализация процедуры внесудебного разрешения спорных вопросов между членами организации и организацией и ее членами (третейский суд).
К дополнительным функциям относятся:
• рассмотрение жалоб на деятельность членов организации (на нарушение ими правил организации);
• внесудебное разрешение споров (прежде всего потребителей) с членами организации.
Для выполнения своих функций и регистрации в Ростехнадзоре СРО обязана сформировать компенсационный фонд в размере не менее 30 млн. руб. Для этих целей каждая организация, вступающая в саморегулируемую организацию, обязана внести взнос В компенсационный фонд в размере 1 млн. руб. или 300 тыс. руб. с оформлением страхового полиса по страхованию гражданской ответственности. Средства из компенсационного фонда могут расходоваться только на возмещение ущерба, возникшего по вине члена саморегулируемой организации, собственных средств которого недостаточно. Взнос в компенсационный фонд не подлежит возврату при выходе организации из СРО.
Кроме выплат в компенсационный фонд члены СРО обязаны уплачивать ежемесячные членские взносы, которые направляются на финансирование деятельности СРО как юридического лица.
С целью вступления в СРО организация должна представить на рассмотрение следующие документы:
• заявление о приеме в члены СРО;
• анкету-приложение с указанием перечня видов работ, по которым будет оформляться свидетельство о допуске;
• копию документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
• учредительные документы (устав, изменения к уставу, учредительный договор и протокол о назначении директора);
• выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
• документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые указаны в заявлении о приеме в члены объединения;
• сведения об образовании, квалификации, повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стаже работы работников юридического лица или индивидуального предпринимателя;
• копию лицензии на осуществление строительства зданий и сооружений (если имеется);
• отзывы партнеров и заказчиков.
Данный перечень не является закрытым и может быть дополнен в зависимости от внутренних требований каждой СРО. Кроме контрольных функций, СРО на современном этапе пытаются оказывать всестороннюю помощь своим членам. Например:
• организация участия в реализации городских жилищных программ;
• организация партнерских связей с производителями и поставщиками строительных материалов;
• защита интересов членов СРО в органах государственной власти.
Для эффективного исполнения контрольных функций СРО наделены полномочиями воздействовать на недобросовестных членов СРО при помощи:
• предупреждения;
• штрафов;
• приостановки деятельности на определенный промежуток времени;
• исключения из СРО.
В случае исключения организации из СРО она не может требовать возврата взноса в компенсационный фонд, а также вступить в другое СРО, что закрывает провинившейся организации возможность работать в строительной области.
Законодательные акты в области саморегулирования
1. Федеральный закон от 22.07.08 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ».
2. Федеральный закон от 01.12.07 №315-ФЗ (ред. от 23.07.08) «О саморегулируемых организациях».
3. Постановление Правительства РФ от 29.09.08 №724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (вместе с «Правилами ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»).
4. Постановление Правительства РФ от 19.11.08 №864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.08 №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ».
5. Приказ Минрегиона РФ от 09.12.08 №274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».