Переход от лицензирования к членству в СРО

МАРИЯ ИРЖЕМБИЦКАЯ, генеральный директор ООО «Элантра» 

Организациям, планирующим осуществлять работы в области строительно-монтажных работ, необходимо в срок до 1 января 2010 года произвести процедуру вступления в саморегулируемые организации.

Согласно Федеральному закону от 22.07.08 №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 01.01.09 прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий.

Также законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность за продолжение деятельности без свидетельства о допуске к работам с 01.01.10. Однако в настоящее время в Градостроительном кодексе РФ нет ссылок на соответствующие статьи Административного и Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за осуществление работ без оформления допуска через СРО (саморегулируемые организации). В ближайшее время ожидается внесение изменений в законодательство, которые закроют эти пробелы в уже принятом Градостроительном кодексе. При рассмотрении правовых последствий нарушений Градостроительного кодекса в переходном периоде можно опираться на статьи КОАП, которые определяют ответственность за нарушение требований в области строительства и проектирования, в частности ст. 9.1, 9.4, 9.5.

К выбору СРО необходимо подойти очень серьезно и ответственно, так как данная процедура связана с серьезными финансовыми вложениями и будет определять будущее организации на многие годы.

 

Порядок вступления в СРО

Самым простым и надежным способом выбора СРО является вступление в уже зарегистрированную Ростехнадзором саморегулируемую организацию.

Введение саморегулирования в области строительства призвано осуществлять следующие функции:

• установление стандартов и правил ведения членами саморегулируемой организации в строительстве (СРОС) хозяйственной деятельности;

• установление санкций за нарушение установленных правил;

• осуществление контроля за соблюдением правил организации;

• применение санкций в случае обнаружения нарушения правил;

• разработка и реализация процедуры внесудебного разрешения спорных вопросов между членами организации и организацией и ее членами (третейский суд).

К дополнительным функциям относятся:

• рассмотрение жалоб на деятельность членов организации (на нарушение ими правил организации);

• внесудебное разрешение споров (прежде всего потребителей) с членами организации.

Для выполнения своих функций и регистрации в Ростехнадзоре СРО обязана сформировать компенсационный фонд в размере не менее 30 млн. руб. Для этих целей каждая организация, вступающая в саморегулируемую организацию, обязана внести взнос В компенсационный фонд в размере 1 млн. руб. или 300 тыс. руб. с оформлением страхового полиса по страхованию гражданской ответственности. Средства из компенсационного фонда могут расходоваться только на возмещение ущерба, возникшего по вине члена саморегулируемой организации, собственных средств которого недостаточно. Взнос в компенсационный фонд не подлежит возврату при выходе организации из СРО.

Кроме выплат в компенсационный фонд члены СРО обязаны уплачивать ежемесячные членские взносы, которые направляются на финансирование деятельности СРО как юридического лица.

С целью вступления в СРО организация должна представить на рассмотрение следующие документы:

• заявление о приеме в члены СРО;

• анкету-приложение с указанием перечня видов работ, по которым будет оформляться свидетельство о допуске;

• копию документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

• учредительные документы (устав, изменения к уставу, учредительный договор и протокол о назначении директора);

• выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

• документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые указаны в заявлении о приеме в члены объединения;

• сведения об образовании, квалификации, повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стаже работы работников юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• копию лицензии на осуществление строительства зданий и сооружений (если имеется);

• отзывы партнеров и заказчиков.

Данный перечень не является закрытым и может быть дополнен в зависимости от внутренних требований каждой СРО. Кроме контрольных функций, СРО на современном этапе пытаются оказывать всестороннюю помощь своим членам. Например:

• организация участия в реализации городских жилищных программ;

• организация партнерских связей с производителями и поставщиками строительных материалов;

• защита интересов членов СРО в органах государственной власти.

Для эффективного исполнения контрольных функций СРО наделены полномочиями воздействовать на недобросовестных членов СРО при помощи:

• предупреждения;

• штрафов;

• приостановки деятельности на определенный промежуток времени;

• исключения из СРО.

В случае исключения организации из СРО она не может требовать возврата взноса в компенсационный фонд, а также вступить в другое СРО, что закрывает провинившейся организации возможность работать в строительной области.

 

Законодательные акты в области саморегулирования

1. Федеральный закон от 22.07.08 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ».

2. Федеральный закон от 01.12.07 №315-ФЗ (ред. от 23.07.08) «О саморегулируемых организациях».

3. Постановление Правительства РФ от 29.09.08 №724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (вместе с «Правилами ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»).

4. Постановление Правительства РФ от 19.11.08 №864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.08 №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ».

5. Приказ Минрегиона РФ от 09.12.08 №274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Наверх

Ваше сообщение