Охрана труда в строительстве
Несчастные случаи и профессиональные заболевания становятся все более серьезной проблемой в строительных организациях.
ОЛЬГА БРЮХОВЕЦКАЯ, генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Консультант-Финанс», аттестованный аудитор
Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст.209 ТК РФ).
В соответствии со ст. 211 ТК РФ Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Обязанности работодателя
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить: недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты в организациях, с численностью работающих более 50 человек, работодателем согласно ст. 217 ТК РФ создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Если численность работников организации 50 человек и меньше, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
Если служба охраны труда (специалист по охране труда) в организации отсутствует, ее функции выполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций федерального органа исполнительной власти, принятых Постановлением Минтруда РФ от 08.02.00 №14.
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда. Эта обязанность является основой для разработки таких нормативных актов, как коллективные договоры и соглашения, правила внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее.
Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
• безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Проекты по реконструкции производственных объектов и проекты строительства должны соответствовать требованиям охраны труда. Это же требование должно исполняться в отношении машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов;
• применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При занятости на работе с вредными и (или) опасными условиями труда работники должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также уметь их применять.
С 01.09.08 вступил в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 3 1.08.07 №569.
Вступивший в действие Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей — юридических и физических лиц, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по про ведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Аттестация — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).
Трудовой кодекс предусматривает ряд компенсаций и льгот для лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда:
• сокращенная продолжительность рабочего времени, как ежедневного, так и еженедельного (ст. 92, 94 ТК РФ);
• ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 116 ТК РФ);
• повышенный размер оплаты труда (ст. 146 ТК РФ);
• дополнительные компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 219 ТК РФ);
• обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ);
• выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
для оформления результатов аттестации необходимо заполнить ряд документов. В первую очередь протокол аттестации рабочих мест по условиям труда. В нем следует описать результаты работы аттестационной комиссии.
Федеральным законом от 22.07.08 Т №157-ФЗ были внесены дополнения в ст. 215 ТК РФ «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда».
Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.
Следует обратить внимание, что запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.
Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии разработаны и утверждены Правила сертификации производственного оборудования. Согласно данным Правилам сертификация оборудования проводится на соответствие требованиям государственных стандартов; санитарных норм и правил; строительных норм и правил; норм безопасности и др. (Постановление от 03.05.00 №25);
Правила проведения сертификации средств защиты утверждены Постановлением Госстандарта России от 19.06.00 №34.
В соответствии со ст. 220 ТК РФ в случае необеспечения работников средствами индивидуальной защиты работодатель не имеет права требовать от них исполнения трудовых обязанностей.
Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, полагающихся им средствах индивидуальной защиты. При заключении трудового договора новый работник должен быть под расписку ознакомлен с правилами и нормами выдачи средств индивидуальной защиты, положениями коллективного договора, касающимися их использования, а также с соответствующим локальным нормативным актом.
Средства индивидуальной защиты выдаются согласно Правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Действие Правил распространяется на работников всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждаемых постановлениями Министерства труда и социального развития РФ.
Обязанности работника
Не только работодатель обязан соблюдать требования в области охраны труда. В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан:
• соблюдать требования охраны труда;
• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
• проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
• немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
• проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.00 №399 установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из:
• межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
• строительных и санитарных норм и правил;
• правил и инструкций по безопасности;
• правил устройства и безопасной эксплуатации;
• свода правил по проектированию и строительству;
• гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Нормативные требования по охране труда в строительстве содержатся в Постановлении Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 08.01.03 №2 «О Своде правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда» (СП 12-135-2003), введены в действие с 01.07.03.
Инструкции по охране труда для работников организаций должны разрабатываться на основе межотраслевых и приведенных в настоящем документе отраслевых типовых инструкций по охране труда с учетом требований безопасности, которые изложены в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также проектах производства работ на наиболее характерные условия производства работ.
Инструкции по видам работ рекомендуется применять как дополнение к инструкциям по профессиям. При этом инструкции по профессиям и видам работ могут быть объединены в одну инструкцию или применяться отдельно.
Данное Постановление содержит перечень отраслевых инструкций по охране труда работников строительных профессий, с учетом особенностей выполняемой ими работы.
Постановлением Минздрава РФ от 11.06.03 № 141 «О введении в действие санитарных правил и нормативов СанПин 2.2.3.1384-03» введены в действие с 30.06.03.
Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ СанПин 2.2.3.1384-03 утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.06.03.
Они предназначены для обеспечения создания оптимальных условий труда и трудового процесса при организации и проведении строительных работ, а также в целях снижения риска нарушения здоровья работающих и населения, проживающего в зоне влияния строительного производства.
В них установлены гигиенические требования к строительному производству и организации строительных работ, к проведению отдельных видов строительных работ, условиям труда и организации трудового процесса, к организации работ на открытой территории в холодный период года и в условиях нагревающего микроклимата, вахтово-экспедиционному методу строительства, профилактическим мерам и охране окружающей среды, а также требования к проведению контроля за их выполнением.
СанПин 2.2.3.1384-03 предназначен для всех работодателей, как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют организацию и производство строительных работ при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте зданий и сооружений.
Требования санитарных правил обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, которые осуществляют:
• организацию и производство строительных работ;
• разработку и выпуск проектов строительства, машин, механизмов и оборудования для производства строительных работ;
• разработку проектов организации строительства и проектов производства работ при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте, сносе зданий и сооружений;
• медицинское обслуживание работников.
Работодатель ответственен за выполнение требований, которые изложены в санитарных правилах, он должен обеспечивать постоянное поддержание условий труда, которые отвечают требованиям санитарных правил. В случае невозможности соблюдения предельно допустимых уровней и концентраций (ПДУ и ПДК) вредных производственных факторов на рабочих местах (в рабочих зонах) работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно п. 1.9 СанПин 2.2.3.1384-03 работодатель в соответствии с действующим законодательством должен:
• обеспечить соблюдение требований санитарных правил в процессе организации и производства строительных работ;
• обеспечить организацию производственного контроля за соблюдением условий труда и трудового процесса по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда;
• разработать и внедрить профилактические мероприятия по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников с обеспечением инструментальных исследований и лабораторного контроля.
Действующие в организациях отраслевые правила, инструкции и другие документы, которые содержат санитарно-гигиенические требования, не должны противоречить санитарным правилам.
Работники предприятий должны соблюдать требования настоящих санитарных правил, касающихся применения методов и средств предупреждения и защиты от воздействия вредных производственных факторов.
Надзор и контроль
Проверить работодателя на предмет соблюдения им трудового законодательства имеет право федеральная инспекция труда.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миг- рации и урегулирования коллективных трудовых споров, которая находится в ведении Минздравсоцразвития РФ.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
• осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
• анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
• осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
• направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
• осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
• обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
• анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
• принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
• запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
• ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
• осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
• готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ;
• осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст. 356 ТК РФ).
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудовою законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право (ст. 357 ТК РФ):
• в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
• запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя, и составлять соответствующий акт;
• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
• направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
• выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
• запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
• составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
• выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Ответственность
За несоблюдение законодательства о труде и об охране труда согласно ст. 5.27 КоАП РФ к ответственности может быть привлечено должностное лицо, на которое налагается штраф от 1000 до 5000 рублей. Одновременно штрафуется и сама организация. Штраф варьируется от 30 000 до 50 000 рублей. Вместо штрафа деятельность организации может быть приостановлена до 90 суток.
А если выявлено повторное аналогичное нарушение, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет, что означает лишение этого лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим липом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством России.
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда в соответствии со ст. 143 УК РФ, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
За нарушение работником требований по охране труда работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор.
Подпунктом «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ предусмотрено расторжение трудового договора по инициативе работодателя на основании установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. Следует обратить особое внимание работодателей на тот факт, что применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения за нарушение требований охраны труда возможно только в том случае, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий. В зависимости от того, какое именно последствие имело место, факт совершения дисциплинарного проступка оформляется актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением федерального инспектора по охране труда, постановлением должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти, другими документами. Факт создания реальной угрозы наступления тяжких последствий может подтверждаться предписанием федерального инспектора по охране труда, должностных лиц иных контрольно-надзорных органов и предписаниями специалистов службы охраны труда организации.
Виновность работника должно показать расследование, в ходе которого устанавливается вина работника, на основании указанного расследования работодатель принимает решение об увольнении работника.
Однако нельзя считать работника виновным в нарушении требований охраны труда, с которыми тот не был ознакомлен, — в соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда. Исполнение данной обязанности осуществляется посредством проведения первичных и периодических инструктажей по охране труда, выдачи работникам текстов правил по охране труда и получения подписи после их изучения, инструкций по охране труда, проведения занятий по охране труда с выдачей соответствующих документов. Если работодатель не выполнил эту обязанность, у него нет оснований для выводов о виновности работника; кроме того, он сам может быть привлечен к ответственности за неисполнение этой обязанности.
Работодатель имеет право уволить работника, только если он сам выполнял все требования законодательства об охране труда и действия работника были виновными, т. е. работник не исполнил то, что должен был исполнить и о чем он был информирован или чему он был обучен.