Учет расходов на рекламу
ИРИНА ВАСИЛЬЕВА, ведущий специалист ООО «Вит-Аудит»
Реклама двигатель прогресса. Это в полной мере относится к деятельности фирм, желающих расширить, укрепить или даже удержать на том же уровне свои позиции в бизнесе, потому что без рекламы в условиях жесткой конкуренции выполнить такие задачи практически невозможно,
Существуют различные виды и формы рекламы. Само определение рекламы дано в Федеральном законе от 13.03.06 38- ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе), регулирующем деятельность, связанную с рекламой. Так, согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности.
При этом расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99). Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов (счет 97 «Расходы будущих периодов») и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н). То есть в бухгалтерском учете рекламные расходы могут быть списаны либо единовременно, либо равномерно в течение некоторого периода, в зависимости от вида и характера произведенных расходов. Например, расходы на разовое рекламное объявление в газете учитываются единовременно в момент выхода номера, а расходы на вступительный износ для участия в выставке, которая проводится в течение какого-то времени, подлежат учету на счете 97 «Расходы будущих периодов» и в дальнейшем будут равномерно списываться в течение времени проведения выставки.
При этом нужно иметь в виду, что такие расходы, как, например, расходы по изготовлению или приобретению брошюр и каталогов, сначала собираются на счете 10 «Материалы», а в дальнейшем при раздаче брошюр и каталогов списываются в расходы.
Налоговый учет
В налоговом учете расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).
Согласно абзацам второму-четвертому п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:
• расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
• расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
• расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Эти расходы являются ненормируемыми, то есть учитываемыми полностью в целях исчисления налога на прибыль.
Но в том же п. 4 ст. 264 НК РФ указано, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ. То есть такие виды рекламы в целях исчисления налога на прибыль признаются нормируемыми.
Рассмотрим подробнее виды рекламных расходов и нюансы их учета.
Реклама через СМИ и телекоммуникационные сети
К рекламе через средства массовой информации относится размещение объявлений в печати, в передачах по радио и телевидению.
В статье 16 Закона о рекламе содержится требование о сопровождении пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы» текста рекламы при его размещении в периодических печатных изданиях, не специализирующихся
на сообщениях и материалах рекламною характера. Минфин РФ считает, что при отсутствии такой отметки соответствующие публикации не признаются рекламными и расходы на них не учитываются при налогообложении прибыли организации (Письмо Минфина РФ от 31.01.06 03-03- 04/1/66).
При размещении рекламы в специализирующихся изданиях такой проблемы не возникает, но реклама должна касаться непосредственно самой организации, а не третьих лиц.
К ненормируемым рекламным расходам так же относятся расходы по размещению рекламы в Интернете. Это может быть размещение баннеров на чужих сайтах, создание своего рекламного сайта или массовая электронная рассылка.
Наружная реклама
Наружная реклама, согласно Закону о рекламе, это реклама, осуществляемая с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта. Из Письма Минфина РФ от 03.02.06 №03-03-04/1/83 следует, что к наружной рекламе также может относиться реклама в виде выносных щитовых конструкций.
К расходам на наружную рекламу нельзя отнести расходы по размещению рекламной информации непосредственно на транспортном средстве. Такие расходы будут являться нормируемыми, как будут являться нормируемыми расходы по размещению рекламы внутри вагонов электропоезда (Письмо Минфина РФ от 20.04.06 № 03-03-04/1/361) и размещению рекламы на сводах эскалатора и в вестибюлях метро.
Возникают споры вокруг учета расходов на изготовление рекламных конструкций. Изготовленную рекламную конструкцию, которая планируется к использованию несколько раз и которая удовлетворяет п. 1 ст. 256 НК РФ (а именно — находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.) налоговые органы в целях налогообложения прибыли признают амортизируемым имуществом, стоимость которого погашается путем начисления амортизации. А уже суммы начисленной амортизации по этой рекламной конструкции относят к расходам на рекламу, указанным в ст. 264 НК РФ. Такая же позиция высказана в Письме Минфина РФ от 25.04.03 04-02-05/3/35.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе, вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, не являются рекламой. Следовательно, вывески для магазинов тоже не являются рекламой, так как обозначают местонахождение магазинов, и, соответственно, в таком случае должны учитываться в составе основных средств.
Участие в выставках, ярмарках, экспозициях
Перечень расходов, которые можно отнести к расходам на участие в выставках, ярмарках и экспозициях, в Налоговом кодексе РФ не приведен. Следовательно, можно предположить, что любые расходы, которые непосредственно связаны с проведением выставок, ярмарок и экспозиций, относятся к не нормируемым рекламным расходам, например, проведение дегустации на выставке. Но налоговые органы считают, что к расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т. п. для участия в подобных выставках (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.11.04 №26-12/74944). Поэтому, если организация захочет расширить перечень расходов, предлагаемый налоговыми органами, то, возможно, свое право организации придется отстаивать в суде.
Перечень расходов на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов в Налоговом кодексе РФ также отсутствует.
Рекламные брошюры и каталоги
К ненормируемым рекламным расходам относятся затраты не только на изготовление брошюр и каталогов, но и затраты на изготовление лифлетов и флайерсов, которые представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию и отличающихся только размерами (Письмо Минфина РФ от 06.12.06 №03-03-04/2/254).
Так же, по мнению Минфина РФ (Письмо от 26.01.06 03-03-04/2/15), «расходы, связанные с изготовлением рекламных брошюр, в том числе расходы на написание рекламных текстов для рекламных брошюр, относятся в состав ненормируемых расходов на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, а расходы по разработке оригинал-макетов рекламных материалов подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе нормируемых расходов на рекламу, которые признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ».
В том же Письме Минфин РФ указал, что расходы на разработки идей и сценария проведения рекламных мероприятий в том случае, когда такие мероприятия осуществляются через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети или в рамках участия в выставках, ярмарках, экспозициях, учитываются в составе ненормируемых расходов на рекламу, а расходы на разработку идей и сценария проведения иных рекламных мероприятий учитываются в составе нормируемых расходов на рекламу.
Есть нюансы по учету расходов на распространение рекламно-информационных материалов (брошюр и каталогов). Расходы по безадресной доставке такой печатной продукции относятся к нормируемым рекламным расходам (Письмо Минфина РФ от 12.01.07 №03-03-04/1/1). А вот если рассылка или доставка производится конкретным лицам, то в связи с тем, что нарушается одно из требований отнесения таких расходов к рекламным (должно быть адресовано неопределенному кругу лиц), расходы на изготовление и доставку таких брошюр и каталогов не относятся к рекламным расходам. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и т. п., не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании н. 16 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 24.04.06 №03-03-04/1/390).
Нормируемые расходы
Перечень нормируемых расходов — открытый. Некоторые нормируемые рекламные расходы упомянуты в предыдущих частях настоящей статьи. К ним можно добавить часто встречающиеся нормируемые расходы, такие как раздача товаров или продукции в рекламных целях, вручение призов. Для признания расходов по раздаче товаров и продукции в качестве рекламных, они должны распределяться среди неопределенного круга лиц.
При этом на передаваемые в рекламных целях товары (работы, услуги), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, не нужно начислять НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). А вот если такие расходы превышают данный лимит, передаваемая безвозмездно продукция, товары, работы или услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Нужно иметь в виду также, что входной налог на добавленную стоимость по нормируемым рекламным расходам принимается к вычету только в размере, соответствующем размеру таких расходов, принимаемых к учету в целях налогообложения налогом на прибыль.
Также есть ограничение размера получаемого дохода в виде подарка или приза, выдаваемого в рекламных целях, при рассмотрении таких доходов в качестве налоговой базы для налога на доходы физических лиц. Так, организация должна будет выступить в качестве налогового агента и удержать НДФЛ с выдаваемого подарка или приза, если его стоимость превысит 4000 рублей.
Рассмотрим на примере учет рекламных расходов.