Учет отрицательной деловой репутации

ЭЛЬДАР СТЕПАНОВ, эксперт, оценщик, заместитель директора ООО «Аудит Плюс»

Динамично развивающиеся деловые отношения между российскими фирмами, а также разнообразие рынков и конкуренция придают все большее значение тому, что сегодня называют «деловой репутацией» компании, также известной как  «good will» — «гудвилл». Фактически, в настоящее время благодаря деловой репутации покупатель принимает решение о покупке того или иного товара у определенной фирмы.

Не секрет, что деловая репутация, которая возникла в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса, в бухгалтерском учете учитывается в составе нематериальных активов (в целом или его части). (абз. 2 п. 4 раздела 1 ПБУ 14/2007, утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.07 №153н и действующие с 01.01.08)

Согласно Положению по бухгалтерскому учету 14/2007, утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.07 №153н «Учет нематериальных активов» (далее — Положение), для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). Поэтому, если сумма по договору о приобретении предприятия как имущественного комплекса будет больше, чем сумма активов организации, выставленной на продажу, то возникает положительная деловая репутация, если меньше — отрицательная.

Рассмотрим пример, когда возникает отрицательная деловая репутация, которую в противоположность «гудвиллу» называют «бэдвилл» («badwill»).

Как видно из примера, для общества с ограниченной ответственностью «Аквамарин» более  выгодно, чтобы продавец не корректировал  баланс на сумму дооценки, так как покупатель в этом случае будет меньше платить налога на прибыль.

Наверх

Ваше сообщение