Ценообразование при автотранспортных перевозках

Рынок автотранспортных услуг является одним из наиболее важных секторов экономики и имеет ряд особенностей, таких как наличие интенсивной конкуренции, разнообразие и изменчивость условий, свободное ценообразование.

ЕЛЕНА КУКАРСКАЯ, бухгалтер-консультант, менеджер ГРУППЫ, компания «Интеркомп»

Методика ценообразования вызывает некоторые сложности у хозяйствующих субъектов при формировании конкурентоспособных тарифов на автотранспортные услуги. Ранее существовавшие нормативные документы, регламентирующие цены, утратили силу, и в связи с этим нередко возникают вопросы: каким образом доказать целесообразность применения тех или иных цен, какие документы могут быть использованы для обоснования тарифов.

 

 

Формирование тарифов

До перехода на рыночную систему отношений тарифная политика на грузовом автомобильном транспорте строилась на основе использования утвержденного государством прейскуранта цен.

В настоящее время существует свободное ценообразование, которое подчиняется рыночным факторам, таким как:

• спрос и предложение;

• уровень конкуренции на рынке автотранспортных услуг;

• качество автотранспортного обслуживания;

• влияние инфляционных процессов в экономике;

• влияние налоговой политики государства;

• изменение ресурсоемкости автотранспортной продукции в стоимостном выражении.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.92 №318 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» Министерством транспорта РФ и Комитетом РФ по политике цен разработан и действует «Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в РФ».

Временный порядок устанавливает основные требования к формированию свободных тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом. К таким требованиям можно отнести следующее:

1. Свободные тарифы определяются всеми автотранспортными предприятиями и хозяйственными организациями, исходя из конъюнктуры рынка, рассчитываются с учетом себестоимости перевозок и необходимого уровня рентабельности.

2. Состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок, определяется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Минтрансом РФ 29.08.98.

З. Основными параметрами для установления тарифных ставок являются тонна перевезенного груза, отправка груза, километр пробега, час работы автомобиля или комбинации данных измерителей в зависимости от конкретных условий перевозок.

4. Выбор расчетной базы и вид тарифа обуславливаются условиями доставки грузов, объемом перевозок, их регулярностью, постоянством технологических нормативов.

Тарифы на транспортные перевозки можно разделить на сдельные, покилометровые, повременные.

Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава, исходя из условий его эффективного использования и экономически обусловленных затрат на перевозки.

Для осуществления на практике тарифно-ценовой политики необходимо выполнение ряда условий.

1. В автотранспортной компании должны быть четко сформулированные задачи в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности.

2. Необходимо иметь постоянно обновляемую информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами.

З. Следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок.

4. Необходимо располагать достаточной информацией о требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в секторах рынка.

5. Важно иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей.

Таким образом, в практической деятельности при установлении цен на автотранспортные услуги должны учитываться три основных момента:

• себестоимость предоставления услуги;

• средние цены рынка;

• предельная платежеспособность потребителя.

Специалистами в сфере ценообразования автотранспортных организаций, осуществляющих постоянный анализ практической деятельности, выделяется четыре основных подхода к практическому установлению цен на услуги.

1. Подход на основе сложившегося уровня текущих цен.

2. Подход на основе установления наценки к себестоимости (издержки плюс прибыль).

З. Подход на основе расчетной целевой прибыли.

4. Подход на основе платежеспособности потребителя или группы потребителей.

Наиболее приемлемым способом для подтверждения цен при заключении договоров можно считать второй вариант. Он основан на оценке собственных издержек. И достоинство его состоит в том, что, ориентируясь на издержки и разумный процент прибыли, перевозчик, как правило, легко может обосновать те или иные величины при обсуждении вопроса цены с потребителем. В данной ситуации издержки или себестоимость являются базой для определения тарифа. По перевозкам грузов структура себестоимости включает следующие укрупненные статьи расходов:

• заработная плата водителей с начислениями;

• переменные расходы: топливо, смазочные и эксплуатационные материалы, эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание, восстановление износа и ремонт автомобильных шин;

• постоянные (условно постоянные) расходы: амортизация основных производственных фондов, в т. ч. автотранспортных средств, накладные расходы.

Переменные затраты определяются в зависимости от общего пробега грузовых автомобилей соответствующих модификаций, норм расхода и цен на материальные ресурсы.

Нормативная база по различным статьям себестоимости перевозок грузов обобщена в Методических указаниях к справочно-нормативным материалам для курсового проектирования предприятий автотранспортного комплекса (Ч. 1 Технико-эксплуатационные нормативы, разработанные МАДИ).

Программный комплекс проведения расчетов норм расхода топлива с учетом новых моделей и модификаций разработан ФГУП «НИИАТ». Основанием для расчета затрат на бензин, дизельное и другие виды топлива и смазочные материалы являются Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (РЗ 112194-0366-03), утвержденные Министерством транспорта РФ 29.04.03.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей включают в себя оплату труда ремонтных и ремонтно-вспомогательных рабочих с начислениями, а также оплату расходных материалов и запасных частей.

Организации, осуществляющие автотранспортную деятельность, владеющие производственно-технической базой и оплачивающие услуги сторонним компаниям по проведению технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, могут использовать для расчета затрат на ТО и ТР нормативную базу, приведенную в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Для применения к реальным условиям в каком-то конкретном сегменте рынка, нормативы технического обслуживания и ремонта корректируются в соответствии с разделом «Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава» указанного Положения. Нормативная трудоемкость технических воздействий устанавливается в человеко-часах на одно воздействие (ЕО, ТО-1, ТО-2) и 1000 км пробега (ТР).

Нормы расхода запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов разработаны в соответствии с Методикой, утвержденной Минтрансом России (Методика нормирования расходов материальных ресурсов). Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технических воздействий.

Расчет затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин осуществляется нормативным методом, в соответствии с Руководящим документом РД 3112199-1085-02, утвержденным Минтрансом России, с учетом установленных норм эксплуатационного пробега для грузовых автомобилей.

 

Накладные расходы

Состав накладных (управленческих) расходов включает следующие статьи:

1. Административно-управленческие расходы: основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого персонала с начислениями на социальные нужды; командировочные расходы, служебные разъезды, содержание и текущий ремонт зданий и сооружений, канцелярские и другие расходы.

2. Обще производственные расходы: содержание производственно-линейного персонала филиалов, подразделений, цехов; услуги сторонних организаций; содержание пожарно-сторожевой охраны; расходы на повышение квалификации работников; арендные и лизинговые платежи, расходы на нововведения, на охрану труда и технику безопасности; расходы по страхованию имущества, представительские расходы, расходы по проведению аудита, оплата маркетинговых и консультационных услуг, обязательное страхование автотранспортных средств, услуги банка, расходы на рекламу.

3. Сборы и отчисления: налог на имущество, земельный, транспортный и иные налоги; отчисления в фонд социального страхования от травматизма.

Распределение накладных расходов можно осуществлять пропорционально числу автотранспортных средств, привлекаемых для обслуживания конкретного клиента, пропорционально автомобилечасам работы, либо разработать иную методику распределения: в процентном отношении от прямых затрат, от фонда оплаты труда основных рабочих и т. д

Расчет себестоимости автомобильных перевозок производится в зависимости от выбранных параметров установления тарифных ставок: себестоимость перевозок на 1 т км, на 1 т, на 1 час эксплуатации, на 1 км пробега.

Разработка калькуляций с использованием вышеуказанных статей затрат с применением названных нормативных документов является экономическим обоснованием цен на автотранспортные перевозки при поиске потенциальных клиентов и заключении договоров с заказчиками.

Наверх

Ваше сообщение