Строительные проблемы во время кризиса

Новые хозяйственные операции, появившиеся в связи с кризисом, бухгалтерам необходимо оформлять так, чтобы ко всем имеющимся проблемам не прибавились еще и претензии налоговых или иных контролирующих органов.

 ТАТЬЯНА ИВЧЕНКО, аудитор, налоговый консультант, генеральный директор ООО «Аудит-Эксперт»

 Финансово-экономический кризис набирает силу, теоретически активно обсуждают его причины и строят прогнозы.  Однако большинство строительных организаций уже ощутили кризис на практике. Они вынуждены замораживать действующие проекты и отказываться от новых. Пустые стройки и замершие краны вызывают тревогу. Теряют работу низкоквалифицированные кадры, за ними идет очередь специалистов. Усугубляет ситуацию то, что стоимость стройматериалов и энергоносителей продолжает расти.

В бухгалтериях организаций возникают вопросы, связанные с оформлением операций, раньше у них не существовавших. Не все бухгалтеры имеют опыт учета хозяйственных операций по консервации объектов и оформления массовых увольнений.

 

Консервация объектов

 При вынужденной приостановке строительных работ приходится заниматься консервацией объектов и их охраной, иначе брошенная стройка будет разрушаться и расхищаться. Решение о приостановлении или прекращении строительства выносит заказчик. О принятом решении он сообщает подрядчикам, производит оформление и сверху взаимных обязательств.

После приостановлении строительства и составления специального акта по форме №КС-17 строительная организация может приступать к консервации, В акте должны быть отражены результаты строительства на дату его прекращения. К ним относятся фактические затраты по балансу застройщика, средства, необходимые для расчета с подрядной организацией (в том числе убытки и неустойки, если их надо выплатить), стоимость работ и затрат по консервации (в соответствии со сметой).

При переводе основных средств на консервацию могут возникать дополнительные затраты. Это расходы, связанные с консервацией и расконсервацией (обычно это затраты на демонтаж и монтаж объекта), а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

Для начала разберемся с тем, что подразумевается под консервацией основных средств. Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не дают собственного определения. Современные экономические словари определяют консервацию как временную приостановку какого-либо процесса, деятельности. В отношении объектов основных средств консервация означает их длительное бездействие (хранение) с применением технических мер защиты и охраны.

Порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации.

Как правило, соответствующее распоряжение оформляется приказом руководителя, который составляется в произвольной форме. Однако помимо точных данных о консервируемых объектах (желательно с указанием инвентарных номеров) приказ обязательно должен содержать информацию о сроке консервации с указанием даты его начала. На основании этого документа бухгалтер делает вывод о необходимости приостановления начисления амортизации или же, наоборот, о том, что начисление амортизации не прерывается.

Для принятия соответствующего решения в отношении амортизации определяющим выступает срок начала и период консервации. Это связано с тем, что бухгалтерское законодательство предписывает приостанавливать начисление амортизации по законсервированным объектам только в том случае, если период консервации превышает три месяца (п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26н, далее — ПБУ 6/01; п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС). Если же срок консервации не превышает трех месяцев, амортизация продолжает начисляться в прежнем порядке.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы, связанные с консервацией и расконсервацией, содержанием законсервированных производственных мощностей и объектов, разрешено включать в состав внереализационных расходов без каких-либо ограничений. Для учета таких расходов срок консервации значения не имеет.

Расходы должны быть учтены в том периоде, в котором были фактически понесены (подп. 3 п. 7 и п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если объекты не используются в производственной деятельности по причине консервации, то организациям, применяющим общий налоговый режим, все равно придется платить по ним налог на имущество. Такое же разъяснение дал и Минфин РФ в Письме от 15.05.06 №03-06-01-04/101. Основой этого вывода является то, что имущество, которое временно простаивает, не перестает быть основным средством, это подтверждает и п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС. Также и ст. 375 НК РФ содержит норму, что налог следует платить с остаточной стоимости основных средств, которые числятся в бухгалтерском учете. Во время простоя по причине консервации имущество со счета 01 не списывается, поэтому продолжает облагаться налогом на имущество.

Если в составе основных средств, подлежащих консервации, числятся транспортные средства, то возникает вопрос по уплате транспортного налога.

Транспортный налог нужно платить тем организациям, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). При этом платить налог в бюджет в общем порядке придется и в том случае, если транспорт временно не используется по причине консервации, поскольку никаких исключений для таких объектов налоговым законодательством не сделано.

Самая спорная проблема связана с НДС по затратам, связанным с консервацией и расконсервацией. В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС. Поскольку расходы на консервацию основных средств и их последующее содержание не связаны с осуществлением операций, являющихся объектами налогообложения по НДС, уплаченные суммы НДС в составе этих расходов не подлежат вычету. Кроме того, на основании п. 1 ст. 170 НДС не включается и в расходы, принимаемые к вылету при исчислении налога на прибыль организаций. Такой точки зрения придерживаются в настоящее время налоговые органы.

На первый взгляд, законсервированный объект действительно не участвует в производстве товаров (работ, услуг), поэтому и права на налоговый вычет налогоплательщик не имеет. Но арбитражные суды иначе подходят к данному вопросу. В Постановлении ФАС Центрального округа от 15.02.07 по делу №А09-4610/06-13-16 высказана следующая позиция: затраты предприятия при консервации являются затратами на содержание основных средств. Содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода, так как поддерживает временно не используемые производственные фонды в надлежащем состоянии.

Если же на содержание законсервированных объектов расходуются, например, материалы, НДС по которым ранее уже был принят к вычету, следует принять решение о необходимости восстановления этого НДС. Тем более что подп. 2 п. З ст. 170 Налогового кодекса РФ не обязывает восстанавливать ранее принятый к вычету налог, так как ситуация с консервацией не подпадает ни под один из случаев, которые в нем поименованы. Но налоговые органы и Минфин неоднократно в своих разъяснениях настаивали на восстановлении НДС в случаях, не перечисленных в этой статье.

В отношении восстановления НДС с остаточной стоимости переводимого на консервацию объекта налоговые органы в Письме ФНС России от 20.06.06 №ШТ-6-03/614@ признают, что восстанавливать «входной» налог с остаточной стоимости основного средства на период консервации не нужно.

 

Массовые увольнения

 В настоящее время уже многие строительные организации провели сокращение численности своих работников. Часто при этом допускаются нарушения трудового законодательства, что может привести как к штрафным санкциям, так и к восстановлению уволенных на работе с оплатой вынужденного прогула.

При принятии решения о сокращении и возможном расторжении трудовых договоров работодатель обязан не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий в письменной форме сообщить об этом факте в органы службы занятости. В уведомлении указывают должность, профессию, специальность и квалификационные требования сотрудников, а также условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Учтите, что если решение о сокращении может привести к массовому увольнению, то известить службу занятости придется не позднее чем за три месяца (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.91 №1032-1). Критерий массовости приведен в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденном Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 05.02.93 №99 (далее — Положение). В соответствии с подп. «б» п. 1 Положения, увольнения признаются массовыми, если происходит:

• сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

— 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

• увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5000 человек (подп. «в» п. 1 Положения).

Форма уведомления службы занятости о возможных массовых увольнениях приведена в Приложении №1 к Положению. В свою очередь работодатели не позднее чем за два месяца обязаны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника, которые подаются по форме, приведенной в Приложении №2 к Положению.

Критерии массового увольнения определяются также в отраслевых или территориальных тарифных соглашениях (ст. 82 ТК РФ). На основании п. 2 Положения в каждом регионе могут устанавливаться иные критерии для оценки массового высвобождения.

Как сказано в ст. 180 ТК РФ, при угрозе массовых увольнений работодатель, с учетом мнения профсоюзной организации, принимает необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством. Это может быть переход на неполное рабочее время в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Ограничивается прием на работу в организации новых работников и привлечение иностранной рабочей силы, не возобновляются срочные трудовые договоры, более широко используются нестандартные формы занятости (деление рабочего места, работа на дому и др.). Содействуют занятости, но не должны приходить в противоречие с экономическими интересами работодателя такие практикуемые в организациях меры, как ликвидация совместительства, сверхурочных работ, совмещения профессий, передача работникам работ по ранее заключенным договорам с другими организациями. Но обратите внимание, что не отвечают трудовому законодательству включаемые до сих пор в коллективные договоры условия о предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя. Согласно ст. 82 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить о предстоящем массовом увольнении работников выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В Федеральном законе от 12.01.96 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» круг оснований для письменного уведомления профсоюзов работодателем определен более широко. Работодатель обязан не менее чем за три месяца уведомить соответствующие профсоюзы о ликвидации организации, ее подразделений, изменении формы собственности или организационно-правовой формы организации, полном или частичном приостановлении производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда (ст. 12).

При принятии решения о сокращении штата обязательной нормой является требование о согласовании действий работодателя с профсоюзной организацией. Дело в том, что увольнение сотрудников, являющихся членами профсоюза, производится только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 Трудового кодекса РФ (ст. 82 ТК РФ). Причем получить согласие на увольнение тех или иных сотрудников следует еще до издания приказа, иначе подобное сокращение штата будет незаконным и уволенных работников придется восстановить (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.04 №2).

В ряде случаев работодатель, будь то организация или индивидуальный предприниматель, может расторгнуть с сотрудником трудовой договор. В частности, одним из оснований для разрыва отношений с персоналом является сокращение численности или штата работников (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Обратите внимание, что при внесении в трудовые книжки записи об увольнении в связи с сокращением численности или штата ссылку следует давать не на ст. 77 Трудового кодекса РФ, а на ст. 81 (п. 5.3 Постановления Минтруда России от 10.10.03 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»). Что касается формулировок, то запись может выглядеть таким образом: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением численности работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Принятие решения руководства о сокращении работников должно сопровождаться изданием соответствующего приказа, в котором расписываются сама процедура сокращения и внесение соответствующих изменений в штатное расписание. Разумеется, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата придется предупредить и самих работников  организации, причем персонально и под роспись. Статьей 180 ТК РФ предполагается, что провести данную процедуру необходимо не менее чем за два месяца до их увольнения. Однако в некоторых случаях сроки уведомления могут быть иными. Так, например, для сотрудников, занятых на сезонных работах, минимальный срок предупреждения составляет семь календарных дней (ст. 296 ТК РФ), а для персонала, заключившего трудовые договоры на срок до двух месяцев, — три календарных дня (ст. 292 ТК РФ). Исключение также составляют случаи, когда работник дал свое письменное согласие на досрочное (менее двух месяцев) увольнение.

При проведении мероприятий по сокращению численности штата следует иметь в виду, что определенные категории сотрудников имеют преимущественное право на оставление их на работе, а некоторые лица и вовсе не могут быть уволены. Так, принимая решение, кого именно оставить на рабочих местах, руководитель должен отдать предпочтение работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ст. 179 ТК РФ). Если же у ряда специалистов данные характеристики равны, то преимущество будут иметь работники, имеющие виды преимуществ, изложенные в той же статье.

Что касается полного запрета на увольнение, то он распространяется на беременных (ст. 261 ТК РФ), женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. 261 ТК РФ), одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), и других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ). Также невозможно сократить работников во время их временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ст. 81 ТК РФ).

В любом случае увольнение в связи с сокращением численности или штата считается законным только в том случае, если у работодателя нет возможности перевести сотрудников на другую имеющуюся в организации работу. Причем во внимание принимаются вакансии как соответствующих квалификации сокращаемого лица должностей, так и нижестоящих. Главное, чтобы сотрудник дал свое письменное согласие на новую работу, которую он может выполнять с учетом состояния своего здоровья. При этом работодатель обязан предложить увольняемым все отвечающие соответствующим требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать работу в других местностях следует только в тех случаях, когда подобная возможность предусмотрена коллективным или трудовым договором (ст. 81 ТК РФ). Арбитражные суды требуют, чтобы при решении вопроса о переводе сотрудника на другую работу работодатель учитывал реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы (п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04 №2). Причем на работодателя возложена обязанность по предоставлению вакантных должностей сокращаемым сотрудникам в той же организации, включая все ее филиалы и структурные подразделения, имеющиеся в данной местности (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 03.11.06 №5-В06-94).

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников увольняемому сотруднику полагаются выходные пособия. Перечень и размер данных выплат зависит от категории работника и времени его дальнейшего трудоустройства. В ряде случаев при сокращении численности или штата работников увольняемым сотрудникам положена дополнительная компенсация. В частности, это касается ситуаций, когда по письменному согласию работника трудовой договор расторгается до истечения двухмесячного срока. Сумма дополнительных выплат в подобных обстоятельствах должна быть равной среднему заработку, исчисленному пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).

К выходным пособиям увольняемых сотрудников в связи с сокращением численности или штата работников налоговое законодательство относится очень лояльно. Такие выплаты в целях налогообложения прибыли суммы выходных пособий работникам, увольняемым в связи с сокращением штата, учитывают в составе расходов на оплату труда (п. 9 ст. 255 НК РФ), а также:

• не подлежат налогообложению ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК, Письма Минфина РФ от 12.04.06 №03-05-02-04/45, от 09.02.06 №03-05-01-04/22, УФНС по г. Москве от 12.11.04 №28-11/73613);

• не подлежат налогообложению пенсионными взносами (п. 2 ст. 10 Закона от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

• не подлежат налогообложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ, Письма ФНС России от 17.03.06 №04-1-02/161@, Минфина РФ от 17.02.06 №03-05-01-03/18);

• не подлежат налогообложению страховыми взносами в ФСС (п. 1 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 №765).

Мы рассмотрели только первые из возможных трудностей, возникающих у строительных организаций в период углубляющегося кризиса. Проблемой является также непогашенная длительное время дебиторская задолженность за сданные работы и, как следствие, увеличивающаяся кредиторская задолженность перед поставщиками и субподрядчиками, появление убытков в бухгалтерском и налоговом учете и многие другие, возможно сегодня еще не возникшие, проблемы.

Наверх

Ваше сообщение