Содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов
При наличии расходов на содержание собственных строительных машин и механизмов необходимо организовать их правильный учет и документальное оформление.
МАРИЯ ГАВРИЛОВА, бухгалтер InterCompSt.Petersburg
Статья «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» содержит:
• затраты материальных ресурсов, использованных на содержание и эксплуатацию строительной техники, в том числе запасных частей, ГСМ, а также различных видов энергии (Дт25 — Кт10 «Материалы»);
• заработную плату работников, занятых управлением и эксплуатацией строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,69 «Расчеты по социальному страхованию»);
• амортизационные отчисления (Дт25 — Кт02 «Амортизация основных средств»);
• арендная плата за пользование арендованной специализированной строительной техникой (Дт25 — Кт60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);
• затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт60 — списание услуг сторонних организаций, Кт70, 69, 10 — расходы по оплате труда задействованных работников, отчисления на социальное страхование, расходы материалов);
• затраты на проведение всех видов ремонта строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования; в случае образования резервов — отчисления на создание ремонтного фонда (Дт25 — Кт60 — расходы по оплате ремонта сторонними организациями, Дт25 — Кт23 — расходы на ремонт, осуществляемый собственными силами, если не создан ремонтный фонд или резерв, Дт25 — Кт96 — резервы предстоящих расходов и платежей — отчисления в ремонтный фонд, дальнейшее использование созданного ремонтного фонда оформляется проводками Дт96 — Кт60, 23, 70, 69, 10);
• затраты на перебазирование строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт10, 70, 69, 60);
• затраты на содержание и ремонт рельсовых и безрельсовых путей (Дт25 — Кт10, 70, 69, 60);
• затраты на монтаж и демонтаж строительных машин и механизмов (Дт25 — Кт10, 70, 69, 60);
• затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки, включая заработную плату рабочих, занятых на погрузке и разгрузке, а также затраты на вывоз и ввоз грунта (Дт25 — Кт10, 70, 69, 60);
• прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.
Операции по учету расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов (СМиМ) отражаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Также на нем отражается стоимость услуг СМиМ, оказываемых сторонними организациями.
Документальное оформление
Работа собственных и арендованных СМиМ должна оформляться первичными учетными документами, формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78. Основными первичными документами по учету использования СМиМ являются:
• рапорт о работе башенного крана (форма №ЭСМ-1 — применяется в специализированных организациях для учета работы башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам);
• путевой лист строительной машины (форма №ЭСМ-2 — применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу);
• рапорт о выработке строительной машины (механизма) (форма №ЭСМ-З — применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу);
• рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма №ЭСМ-4 — применяется в специализированных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу);
• карта учета работы строительной машины (механизма) (форма №ЭСМ-5 — применяется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машиной (механизмом), а также для учета выполненного объема работ. Заполняется на основании форм №ЭСМ-1, №ЭСМ-2, №ЭСМ-3, №ЭСМ-4);
• журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма №ЭСМ-6 — применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов). Журнал ведется у заказчика строительных машин и в организациях, имеющих строительную технику на балансе);
• справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма №ЭСМ-7 — применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами). Составляется представителями заказчика и организации — исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа форма №ЭСМ-2 или рапортов формы №ЭСМ-1, №ЭСМ-З).
Работа привлеченных СМиМ должна быть подтверждена сменными рапортами и путевыми листами, оформленными по типовым межотраслевым формам, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78. С привлеченными специализированными организациями должны быть заключены договоры на оказание услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ. Если организация привлекла к работе специализированные автотранспортные организации, то к договору должна быть приложена копия лицензии, разрешающая осуществлять транспортную деятельность. Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами типовых межотраслевых форм: форма №4-С — применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам; форма №4-П — применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу (утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Затраты по оплате услуг сторонних организаций за предоставленные ими СМиМ относятся в дебет счета 20 «Основное производство» по данной статье расходов с распределением по конкретным строительным объектам, на которых они были использованы.
Другими первичными документами, подтверждающими необходимость ремонта и оправданность расходов, на основании которых фиксируются затраты по эксплуатации СМиМ, являются:
сменные рапорта, отчеты механиков, план ремонтных работ, смета ремонтных работ, дефектная ведомость ремонта, акт о списании израсходованных запчастей. Унифицированных форм этих документов не существует, поэтому составляются они в произвольной форме с соблюдением обязательных реквизитов (перечень обязательных реквизитов представлен в ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Дефектная ведомость составляется при повреждении или поломке объектов основных средств. В ней указываются перечень выявленных дефектов объекта и рекомендации по их устранению. При ремонте оборудования вместо дефектной ведомости может быть использован акт о выявленных дефектах оборудования, составленный по форме №ОС- 16, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 .№7, Составление акта именно по этой форме обязательно в тех случаях, если дефекты оборудования выявлены в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля за вновь вводимым оборудованием. Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете относятся к прочим расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Причем в регистрах налогового учета организация должна сгруппировать расходы на ремонт автотранспортного средства по отдельным элементам, например стоимость запасных частей и материалов, расходы на оплату труда рабочих-ремонтников, услуги сторонних организаций (ст. 324 НК РФ).
При налогообложении прибыли можно учесть и расходы по арендованным автомобилям. Но здесь необходимо соблюсти два условия:
1. В договоре с арендодателем должно быть указано, что он не будет возмещать арендатору средства, истраченные на ремонтные работы.
2. В налоговом учете у арендодателя отремонтированные автотранспортные средства должны числиться в составе амортизируемого имущества.
Другими первичными документами, подтверждающими фактический расход топлива, на основании которых фиксируются затраты по эксплуатации СМиМ, является путевой лист (Постановление Госкомстата России от 28.11.97 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). На основании путевых листов (информации о фактически пройденных транспортом километрах и фактически израсходованном топливе) при условии нормирования топлива производится его списание.
Расходы по содержанию и эксплуатации СМиМ подлежат распределению на себестоимость строительных работ в конце отчетного периода. Расходы по содержанию и эксплуатации СМиМ, используемых на работах, выполняемых не по договорам на строительство, а также расходы на содержание и эксплуатацию СМиМ, сданных в аренду, в себестоимость строительных работ не включаются. В целях налогообложения расходы по содержанию и эксплуатации СМиМ включаются в налоговую базу как расходы, связанные с производством и реализацией (п. 1 ст. 253 НК РФ).