Хозяйственный способ строительства

 СПЕЦИАЛИСТЫ «И.Н. БИЗНЕС ПРОЕКТ АУДИТ»

Каждое предприятие или организация имеют свою структуру и специфику работы, но существуют общие подходы к решению проблемы учета затрат по капитальному строительству при выполнении работ хозяйственным способом.

При осуществлении строительства собственными силами (хозяйственным способом) организация должна оформить правоустанавливающие документы на земельный участок (получить свидетельство о праве собственности или договор долгосрочной аренды с правом строительства.). Кроме того, необходимо провести инженерные изыскания, оформить разрешительную и проектную документацию, а также другие документы, которые необходимы для получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Любое создание основного средства регулируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Согласно с п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на сооружение, приобретение и изготовление (п. 8 ПБУ 6/01).

Таким образом, состав затрат на выполнение СМР хозспособом определяется исходя из всех фактических расходов застройщика, подтвержденных первичными учетными документами.

Организация самостоятельно утверждает нормы расходования материалов, необходимых для строительства, на основании Строительных норм и правил (СНиП). В качестве лимита расходования материалов могут быть приняты нормы расхода, заложенные в локальные и объектные сметы.

Ежемесячно выполняемые строительные работы оформляются актом о приемке выполненных работ по форме КС-2, который составляется на основании данных журнала учета выполненных работ по форме КС-6а (формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 №100).

Планируя возведение объекта строительства для собственных нужд, руководство предприятия принимает решение о способе строительства. Будут ли данные работы выполняться полностью подрядными организациями, или производственные, трудовые и финансовые мощности самого предприятия позволят осуществить строительство объекта хозяйственным способом.

Также может рассматриваться и возможность привлечения к выполнению отдельных видов работ подрядных организаций в случае, когда предприятие самостоятельно не может их выполнить.

В случае принятия решения о возведении объекта основных средств собственными силами или «смешанным» способом — привлечением подрядчиков, руководство предприятия обязано выполнить организационную работу по выделению части своих трудовых, производственных, материальных и финансовых мощностей, которые непосредственно будут связаны с выполнением строительно-монтажных работ.

Рассмотрим, как это выглядит на практике.

 

Алгоритм действий

В отношении трудовых ресурсов:

• назначаются ответственные по возведению объекта строительства, т. е. персонал, который в рамках своей компетенции будет заниматься организацией строительства, а именно:

привлечением проектных, изыскательских подрядных и других специализированных организаций для выполнения работ;

осуществлением контроля по подготовке рабочей площадки для проведения строительных работ;

наблюдением за выполнением строительно-монтажных работ;

обеспечением объекта строительства оборудованием, строительными материалами;

обеспечением сохранности материальных ценностей на объекте и т.д.;

  определяется список работников предприятия, которые будут непосредственно заняты выполнением работ на объекте строительства. Это могут быть работники, которые числятся в штате организации, а также вновь принимаемый для строительства персонал.

В отношении производственных ресурсов:

  составляется список машин и механизмов, которые имеются на балансе предприятия и могут быть задействованы на объекте строительства. Необходимо также определить, какие машины и механизмы необходимо приобрести или взять в аренду: как с экипажем, так и без экипажа для выполнения отдельных видов работ.

В отношении материальных ресурсов:

  Определяются имеющиеся на предприятии материальные ценности, которые можно использовать при производстве строительных работ.

Выполнение данных организационных мероприятий и своевременное информирование о них бухгалтерской службы позволит последней избежать многочисленных проблем, возникающих в ходе организации бухгалтерского учета капитальных вложений в строительство и формирования стоимости возводимого объекта строительства.

 

Учет расходов по основной деятельности и СМР

Как правило, бухгалтер предприятия неплохо подготовлен в части знания нормативных документов, которыми он должен руководствоваться при отражении в учете расходов, связанных с формированием стоимости объекта строительства. Основные проблемы возникают тогда, когда бухгалтер начинает «делить» расходы, с одной стороны связанные с основной деятельностью организации, и с другой стороны — с выполнением строительно-монтажных работ.

Если предприятие имеет возможность осуществлять возведение объекта строительства хозяйственным способом, то можно утверждать, что его производственная структура имеет разветвленный характер. Как правило, на данном предприятии существуют:

  основное производство;

  вспомогательное производство, включающие в себя подразделения, выполняющие работы по ремонту машин и механизмов, обслуживанию электросетей, инженерных сетей, коммуникаций, общестроительных работ. На балансе таких предприятий может находиться своя котельная, газовая станция, транспортный цех и т. д.;

  складские службы;

  административный персонал. Соответственно, в бухгалтерском учете предприятия каждые расходы отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета:

  20 — «Основное производство»;

  23 — «Вспомогательное производство»;

  25 — «Общецеховые расходы»;

  26 — «Общехозяйственные расходы. Предприятие начинает работы по возведению

нового объекта.

Все расходы будут формироваться на предназначенном для этого счете 08 «Капитальные вложения».

Что касается расходов, напрямую связанных с выполнением строительных работ: материалов, заработной платы работников, полностью занятых на объекте строительства, арендной платы за машины и механизмы, амортизации машин и механизмов, приобретенных предприятием в собственность для выполнения строительных работ и т. д., то они в полном объеме учитываются на счете 08 «Капитальные вложения».

 

Разделение затрат

Рассмотрим следующую ситуацию. На балансе предприятия имеются машины и механизмы, которые связаны как с выполнением основного вида работ предприятия, так и с выполнением строительных работ. Также работники предприятия могут выполнять работы по обслуживанию основного производства и стройки.

Естественно, что в первую очередь это коснется услуг вспомогательного производства. Стройка должна быть обеспечена энергией, отоплением, технической водой, газом. Необходимо осуществлять профилактику и ремонт оборудования, создавать временные здания сооружения, подсобные помещения на объекте строительства.

Как выделить из общего объема затрат именно те, которые приходятся на выполнение строительных работ?

Бухгалтерская служба должна решить, каким критерием руководствоваться при разделении затрат.

По мнению авторов, выбору критерия распределения должен предшествовать анализ структуры затрат.

Если наибольшей составляющей затрат является амортизация обслуживающих машин и механизмов — строительной техники, применяемой как на строительстве, так и для выполнения работ по обслуживанию основного производства, то критерием для распределения амортизационных отчислений будет фактическое время работы машин и механизмов по обслуживанию основного производстве и на объекте строительства. Фактическое время работы фиксируется в рапортах работы машин и механизмов. Таким же образом будут распределяться и все остальные расходы вспомогательных служб, связанных с обслуживанием машин и механизмов. Но выбор данного критерия рекомендуется только в том случае, если амортизации составляет наибольшую долю в общем объеме затрат. В некоторых случаях основной составляющей затрат является время работы персонала. Такими работами являются, например, работы по возведению временных сооружений работниками столярного цеха (например, бытовок), работы по ремонту и обслуживанию техники на объекте строительства работниками механического цеха, услуги транспортного цеха, т. е. тех служб, которые выполняют параллельно услуги и для основного производства. Затраты распределяются в соответствии с фактически отработанным временем. Можно сделать вывод о том, что выбор критерия распределения затрат должен быть определен организацией с учетом всех нюансов. Возможность применения разных показателей для разных служб позволит достоверно распределить расходы предприятия между видами деятельности и наиболее точно сформировать стоимость возводимого объекта.

Что касается услуг вспомогательного производства по энергоснабжению, водоснабжению, отоплению и т. д., то распределение расходов осуществляется прямым способом в соответствии с показателями счетчиков.

Таким образом, затраты, отражаемые на счете 23 «Услуги вспомогательного производства» и в более редких случаях на счете 20 «Основное производство», будут частично списаны на счет 08 «Капитальные вложения» и частично на счета учета выпуска и реализации продукции (как предусмотрено в учетной политике предприятия) в соответствии с выбранными критериями распределения затрат.

Что касается общехозяйственных расходов, то только те из них, которые непосредственно связаны с выполнением строительных работ, могут быть учтены в составе капитальных вложений.

Так, например, расходы по содержанию ОКСа (отдела капитального строительства), учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются с кредита счета данного счета в дебет счета 08 «Капитальные вложения».

Все принятые решения по учету затрат должны быть подробно отражены в учетной политике организации.

Авторы считают, что именно выбор принципа разделения затрат на те, которые связаны с возведением объекта строительства, и на затраты основного производства является главной проблемой при организации ведения бухгалтерского учета.

В данной статье мы не стали рассматривать общеизвестные принципы отражения затрат по учету капитальных вложений в бухгалтерском учете, а сделали попытку оказать помощь бухгалтеру по постановке учета расходов общества, осуществляющего выполнение строительных работ хозяйственным способом.

В одном из следующих номеров журнала подробно остановимся на оформлении первичной документации, связанной с выполнением строительных работ, процедурой регистрации объекта. А также отдельно рассмотрим отражение в бухгалтерском учете расходов по полученным кредитам и займам в случае использования данных средств как в основной деятельности предприятия, так и при финансировании строительства, осуществляемого хозяйственным способом. 

Наверх

Ваше сообщение