Стиль шинуазри в интерьере
Слово «шинуазри» в переводе с французского означает «китайщина». Этим термином называют использование традиционных китайских предметов мебели, посуды, тканей, элементов живописи в архитектуре и декорировании европейских интерьеров.
Благодаря Марко Поло европейцы узнали о Восточных странах еще в XIV веке, однако настоящий интерес к Востоку возник в XVII-XVIII веках, в эпоху затейливого и эклектичного рококо. Завезенный китайский фарфор стал предметом роскоши и богатства. На фоне этого возникла мода на проведение чайных церемоний. В садово-парковых ансамблях стали появляться беседки, чайные домики с характерными элементами архитектуры востока (летящими крышами пагод), статуэтки причудливых животных и птиц: слонов, обезьян, павлинов.
В России самым ярким воплощением стиля шинуазри стал Китайский Дворец в Ораниенбауме, построенный под руководством архитектора Антонио Ринальди для Екатерины II (1762-1768).
Китайский дворец в Ораниенбауме
Помимо произведений живописи, интерьеры украшали изящные ширмы, гобелены с изображением фигурок людей в традиционных китайских костюмах на фоне композиций цветочных мотивов появились роскошные бумажные обои, зонты, веера. Так как завоз товаров был еще недостаточно большим, художники стали расписывать и создавать предметы декора «под шинуазри», используя технику и приемы китайской живописи. В Англии появляется мастерская по производству мебели под руководством Томаса Чипендейла (1718-1779), который вошел в историю как лучший краснодеревщик XVIII века и первый создатель нового стиля мебели с сочетанием рококо и китайских мотивов.
Сегодня многие производители продолжают создавать мебель на основе эскизов из его знаменитого каталога. Подлинные экземпляры, которые удалось сохранить потомкам, заняли свои места в различных музеях или в интерьерах знаменитых антикваров.
Диван, предположительно работы Т. Чиппендейла
В XX веке стиль шинуазри снова вошел в моду. За несколько веков остались неизменными 5 его основных атрибутов: ширмы, фарфор в сине-белой гамме, бумажные обои с природными растительными мотивами и изображением причудливых сказочных птиц и животных, мебель в традиционно китайском стиле и статуэтки драконов, слонов, будды или других мифологических существ.
Лучшие модные дома мира продолжают следовать вековым традициям стиля. На протяжении XIX-XX веков мировые бренды, создавали целые коллекции в этом стиле. Как правило, заказчиками выступают очень богатые люди или члены королевских семей. На производствах работают лучшие художники и декораторы.
В отличие от предыдущей эпохи, сегодня практически каждый может позволить себе украсить интерьер той или иной китайской диковинкой: существует огромное количество магазинов, ассортимент которых довольно обширен и ценовая политика ориентирована на бюджетного покупателя. Список отделочных материалов тоже расширился: помимо обоев в качестве настенного покрытия появилась керамическая плитка, в том числе и российского производства, с росписью в китайском стиле.
В Москве пример оформления интерьера в стиле шинуазри можно увидеть в ресторане «Турандот». Работа над этим помещением велась на протяжении нескольких лет. Автором интерьеров является владелец ресторана, известный художник, ресторатор, почетный член Российской Академии Художеств Андрей Константинович Деллос. Интерьеры выполнены в нескольких стилях: ренессанс, позднее барокко и шинуазри.
Ресторан Турандот в Москве
Пример оформления интерьера в стиле шинуазри
Пример оформления интерьера в стиле шинуазри
Пример оформления интерьера в стиле шинуазри
Источник: http://rdh.ru