Письмо № 02-14-06/42377 от 25.04.2025
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Письмо № 02-14-06/42377 от 25 апреля 2025 г.
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) по вопросу использования индексов-дефляторов при определении предполагаемой стоимости строительства объекта капитального строительства, финансовое обеспечение которого предполагается осуществлять за счет средств местного бюджета, в рамках формирования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (или очередной финансовый год и плановый период в случаях, определенных пунктом 4 статьи 169 Бюджетного кодекса1)) сообщает следующее.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1742 Бюджетного кодекса планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с учетом особенностей, установленных вышеуказанной статьей Бюджетного кодекса.
При этом под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов) (абзац третий пункта 2 статьи 1742 Бюджетного кодекса).
Бюджетные инвестиции, предусмотренные статьей 79 Бюджетного кодекса, осуществляются путем заключения и исполнения от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, строительство, приобретение объектов:
— государственными (муниципальными) заказчиками, являющимися получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
— или лицами, которым получатели средств бюджета передали свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица соответствующих получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 41 статьи 79 Бюджетного кодекса.
Таким образом, субъекты бюджетного планирования при формировании проекта бюджета планируют объем
бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в новые объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности на основании объема, обусловленного государственными (муниципальными) контрактами, подлежащими заключению получателями бюджетных средств, путем формирования обоснования бюджетных ассигнований.
По общему правилу2) объем обоснований бюджетных ассигнований по расходам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства формируется:
— на основании сметной стоимости строительства объекта (при наличии утвержденной проектной документации, составной частью которой является сводный сметный расчет стоимости строительства);
— на основании предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта (в случае отсутствия вышеуказанной проектной документации).
При этом предполагаемая стоимость строительства объекта капитального строительства рассчитывается исходя из укрупненных нормативов цен строительства3) , методика разработки и применения, порядок утверждения которых устанавливаются Минстроем России (пункты 715 и 716 части 1 статьи 6, часть 11 статьи 83 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, Методикой № 314/пр 4) определена формула расчета стоимости строительства объектов капитального строительства с применением Показателей, в составе которой в том числе используется индекс-дефлятор (Ипр), определенный по отрасли «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», публикуемый Минэкономразвития России для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (пункт 97 Методики № 314/пр).
Таким образом, для составления обоснований бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в отношении которых проектная документации отсутствует, при планировании местного бюджета, по мнению Департамента, субъектам бюджетного планирования следует руководствоваться Методикой № 314/пр и Показателями, утверждаемыми Минстроем России.
Для получения разъяснений применения положений Методики № 314/пр Департамент считает возможным обратиться в Минстрой России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, включая вопросы нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве5) .
Директор Департамента С.В.Романов
____
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс).
2) В соответствии с пунктом 1 статьи 174.2 Бюджетного кодекса планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом). Например, такая методика для планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета утверждена приказом Минфина России от 17 июня 2021 г. № 86н «О Порядке формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований».
3) Укрупненный норматив цены строительства, в соответствии с пунктом 33.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является показателем потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначен для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства (далее – Показатель).
4) Приказ Минстроя России от 29 мая 2019 г. № 314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения» (далее – Методика № 314/пр).
5) Пункт 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038.