Письмо № 7037-ХМ/09 от 14.03.2016

 

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

(Минстрой России)

Департамент оценки регулирующего воздействия

ПИСЬМО от 14 марта 2016 г. № 7037-ХМ/09

 

О проекте федерального закона

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности»

 

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее — правила ОРВ), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности» (далее — проект акта, Градостроительный кодекс соответственно), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее — разработчик), и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее — сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 января 2015 г. № Пр-89 и пункта 3 раздела II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 4.

В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях установления общих требований к процедуре нормативного правового регулирования в сфере градостроительной деятельности, в том числе введения понятий сметных норм и нормативов для установления единого подхода при формировании нормативных правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, а также полномочий органов государственной власти Российской Федерации по установлению порядка определения сметной стоимости строительства, порядка разработки и утверждения сметных нормативов в области градостроительной деятельности.

Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 26 ноября 2015 г. по 9 декабря 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в сроки с 17 декабря 2015 г. по 27 февраля 2016 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/04/11-15/00042814.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее проект акта поступал на подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия письмом Минстроя России от 18 декабря 2015 г. № 41398-ЕС/05 с нарушением установленной процедуры оценки регулирующего воздействия, о чем Минэкономразвития России уведомило разработчика письмом от 29 декабря 2015 г. № 38459-ОФ/Д26и.

 

По итогам рассмотрения проекта акта, сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.

 

В соответствии с пунктом 28 правил ОРВ Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 21 марта 2016 г. по 28 марта 2016 г.

По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Союза строительных компаний Урала и Сибири, Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения «Центр по ценообразованию в строительстве», Министерства строительства Хабаровского края, Администрации города Челябинска, Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве», Министерства экономического развития Ульяновской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, ООО «Центр по разработке и внедрению информационных технологий «ГРАНД», Министерства экономического развития Кировской области, Национального объединения изыскателей и проектировщиков, ООО «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Томский Центр Ценообразования в строительстве», Комитета экономики Волгоградской области, Министерства экономического развития Иркутской области, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, эксперта В.Г. Сатьянова, эксперта С.А. Годунова, содержащие ряд концептуальных замечаний в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), подлежащих рассмотрению разработчиком в целях учета.

 

По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.

1. В соответствии с пунктом 1.4 сводного отчета принятие проекта акта направлено на решение проблемы существующего правового пробела в нормативном регулировании вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.

Вместе с тем разработчиком не указывается, в чем конкретно заключается указанный пробел, приводящий к необходимости принятия проекта акта.

Представляется, что все необходимые полномочия Минстроя России в целях сметного нормирования при осуществлении капитального строительства с привлечением средств федерального бюджета в настоящее время уже установлены в рамках Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, в том числе пунктами 5.2.10, 5.2.11 5.2.13, 5.2.15, 5.3.1, 5.4.5 Положения.

Кроме того, пунктами 28-31, 42 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 6 февраля 2008 г. № 87 (далее — постановление № 87), урегулированы вопросы использования сметной документации, сметных расчетов в рамках подготовки проектной документации. Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 (далее – постановление № 427), урегулированы вопросы проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в указанной части. Одновременно требуется отметить, что устанавливаемые проектом акта определения понятий «сметная стоимость», «сметные нормы», «сметные нормативы», «федеральный реестр сметных нормативов» не соответствуют уже установленным определениям в рамках постановления № 427.

Более того, в целях реализации положений постановлений № 87, № 427 приказом Госстроя от 5 февраля 2013 г. № 17/ГС утвержден порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр. Приказом Минстроя России от 8 июня 2015 г. № 413/пр утверждена классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников.

Одновременно требуется обратить внимание, что заявленная в пояснительной записке к проекту акта задача разработки новых (современных) сметных норм возможна в рамках действующих нормативных правовых актов. Так, приказом Госстроя от 4 декабря 2012 г. № 75/ГС утвержден порядок разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

При этом для капитального строительства с использованием внебюджетного финансирования разработку аналогичных норм целесообразно реализовывать в рамках деятельности саморегулируемых организаций без обязательного утверждения их соответствующим федеральным органом исполнительной власти, как это предусмотрено проектируемой проектом акта частью 2 статьи 65 Градостроительного кодекса, что соответствует Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать сводный отчет в части указания, какой конкретно существующий правовой пробел предполагается решить принятием проекта акта. Кроме того, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в части исключения норм, уже предусмотренных действующим регулированием, либо рекомендовать разработчику представить информацию о внесении изменений (отмене) таких нормативных правовых актов.

2. Требуется отметить, что положениями проекта акта могут затрагиваться вопросы, отнесенные к сфере ведения субъектов Российской Федерации.

Так, проектируемой частью 1 статьи 65 Градостроительного кодекса предлагается установить положение в соответствии с которым смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций, составляется с обязательным применением сметных нормативов, зарегистрированных в федеральном реестре сметных нормативов.

Учитывая отсутствие в редакции проекта акта положений, вносящих соответствующие изменения в статью 7 Градостроительного кодекса, фактически проектом акта устанавливается обязанность субъектов Российской Федерации в обязательном порядке использовать сметные нормативы, утвержденные в определенном Минстроем России порядке и зарегистрированные в федеральном реестре сметных нормативов, при расходовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации в целях финансирования капитального строительства. Вместе с тем, полномочия субъектов Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом субъекта Российской Федерации отнесены статьей 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — закон № 184-ФЗ) к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Одновременно в соответствии с положениями части 3 статьи 26.13 закона № 184-ФЗ предусматривается, что формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных законом № 184-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в части распространения устанавливаемых им требований исключительно на случаи капитального строительства с использованием средств федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

3. Положениями проектируемой части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса устанавливается избыточное обязательное требование, в соответствии с которым сметные нормативы разрабатываются субъектами градостроительных отношений, то есть, в том числе и организациями частной формы собственности, и утверждаются в порядке, установленном Минстроем России, что фактически приводит к вмешательству органов государственной власти в предпринимательскую и иную деятельность частных организаций, осуществляемую ими за собственный счет, что не может быть поддержано.

Предлагаемое регулирование на практике способно привести к следующим рискам:

— необходимости реализации проектов не по устоявшимся правилам и стандартам отрасли, а с использованием утвержденных Минстроем России сметным нормативам;

— необходимости прохождения процедур проверки, утверждения, включения в соответствующий федеральный реестр сметных нормативов;

— невозможности применения зарубежных норм инвесторами, что способно привести к снижению инвестиционной активности;

— необходимости безвозмездного использования разработанных сметных нормативов неограниченным кругом лиц.

Так, в соответствии с оценками ООО «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» и ООО «Томский центр ценообразования в строительстве», представленными в ходе проведения публичных консультаций по проекту акта:

— разработка одного сметного норматива (например, расценки на устройство кровли из новых материалов, не предусмотренных действующими нормативами) потребует от 60 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей и срок длительностью до 6 месяцев;

— утверждение в Минстрое России (а с большой вероятностью в подведомственном ФАУ «ФЦЦС»), может потребовать затрат не менее 300 тыс. рублей (предположительно, так как соответствующая стоимость в настоящее время не установлена) и срок до 1 года;

— включение в федеральный реестр сметных нормативов потребует перевода разработанного норматива в электронный формат. При этом из редакции проекта акта остается неясным, кто и за счет каких источников будет осуществляться такой перевод, что может привести к дополнительным расходам субъектов предпринимательской деятельности либо расходам федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

4. Статьей 3 проекта акта предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — закон № 191 -ФЗ), которыми устанавливаются переходные положения вступления в силу отдельных положений проекта акта.

Так, проектируемой частью 1 статьи 17.4 закона № 191-ФЗ предусматривается положение, устанавливающее дату вступления в силу части 3 статьи 64 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта, регулирующей вопросы проведения аттестации физических лиц на право подготовки заключений по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости, с 1 января 2017 года.

Частью 2 статьи 17.4 закона № 191-ФЗ предусматривается положение, устанавливающее дату вступления в силу абзаца первого части 5 статьи 66 и статьи 67 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта, регулирующих вопросы функционирования государственной информационной системы ценообразования и сметного нормирования, с 1 января 2018 года.

Одновременно статьей 5 проекта акта устанавливается дата вступления в силу проекта акта 1 сентября 2016 года.

Таким образом, может быть сделан вывод об обязательности для исполнения положений проекта акта, за исключением положений Градостроительного кодекса в редакции проекта акта, указанных в частях 1, 2 статьи 17.4 закона № 191-ФЗ в редакции проекта акта, с 1 сентября 2016 года.

Вместе с тем в целях реализации предлагаемого проектом акта регулирования положениями пунктов 8, 8.1, 8.2, 8.4, 8.5 части 1 статьи 6, части 3 статьи 65 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в редакции проекта акта предусматривается необходимость разработки и принятия ряда нормативных правовых актов.

Кроме того, в соответствии с представленными в ходе проведения публичных консультаций по проекту акта позициями Национального объединения изыскателей и проектировщиков, ООО «Томский центр ценообразования в строительстве» и ООО «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» положения проектируемой части 3 статьи 64 Градостроительного кодекса, касающиеся аттестации лиц на право проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, вступающие в силу с 1 января 2017 г., представляются невыполнимыми с учетом необходимости принятия соответствующих порядков и требований к указанным лицам и необходимости провести указанную аттестацию в надлежащем объеме в соответствующий срок. При этом требуется обратить внимание, что проведение такой аттестации представляется целесообразным в отношении новых сметных норм и нормативов.

Учитывая изложенное и незначительный срок, оставшийся до вступления в силу положений проекта акта, представляется целесообразным доработать переходные положения проекта акта, указав в статье 5 проекта акта срок вступления его в силу 1 января 2017 года, а также в проектируемой части 1 статьи 17.4 закона № 191 -ФЗ, указав срок введения в действие с 1 января 2018 г.

 

5. Представляется, что частью 5 статьи 66 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта устанавливаются нормы, дублирующие положения части 1 статьи 67 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 66 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования и сметного нормирования.

Одновременно положениями части 1 статьи 67 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта установлено, что федеральная государственная информационная система ценообразования и сметного нормирования -государственная информационно-аналитическая система, включающая в себя, в том числе федеральный реестр сметных нормативов, обеспечивающая доступ к сведениям в сфере ценообразования и сметного нормирования, содержащимся в государственных информационных ресурсах, необходимым для определения сметной стоимости строительства.

Таким образом, сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, априори размещены в федеральной государственной информационной системе ценообразования и сметного нормирования.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить часть 5 статьи 66 Градостроительного кодекса из редакции проекта акта.

 

6. В соответствии с проектируемым проектом акта пунктом 31 статьи 1 Градостроительного кодекса сметные нормы — количественные показатели материальных ресурсов, в том числе затрат труда рабочих, времени эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, потребности в материалах, изделиях и конструкциях (далее -строительные ресурсы), установленные на единицу измерения строительных, монтажных или других видов работ в области градостроительной деятельности.

В соответствии с позицией Национального объединения изыскателей и проектировщиков предлагаемое регулирование представляется недостаточно определенным. Так, учитывая, что на строительной площадке приходится использовать различные механизмы, остается неясным, каким образом следует определять затраты на использование этих механизмов?

В настоящее время в процессе строительства применяется большое количество разнообразных машин и механизмов, различающихся между собой конструктивным исполнением механизмов и рабочих органов, размерами и мощностью. Указанные машины и механизмы подразделяются по признакам и группируются с использованием «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301.

При этом, отдельные виды строительных машин различаются по ходовому устройству (гусеничный ход или колесный), по типу базовой машины (автомобиль, трактор, пневмоколесный тягач) и, следовательно, понятие «автотранспортные средства» уже входит в понятие «строительных машин». Вместе с тем принятое в постановлении № 427 выражение «машины и механизмы» наиболее полно отражает потребность в строительной технике.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта соответствующим постановлению № 427 образом.

 

7. Проектируемой частью 2 статьи 67 Градостроительного кодекса среди прочего предусматривается положение, в соответствии с которым посредством информационной системы ценообразования с использованием официального сайта в сети «Интернет» должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к федеральному реестру сметных нормативов.

Одновременно проектируемой статьей 66 Градостроительного кодекса и иными положениями проекта акта не устанавливаются требования к указанному реестру, его составу. Таким образом, может быть сделан вывод, что федеральным реестром сметных нормативов может являться простой перечень утвержденных сметных нормативов, не содержащий непосредственно всей информации (сметные нормы, сметные цены, правила их применения и разработки).

Учитывая изложенное, предлагаемое проектом акта регулирование требует соответствующей доработки.

 

8. Требуется отметить, что положениями проекта акта недостаточно урегулированы вопросы бесплатного доступа к федеральной государственной информационной системе ценообразования и сметного нормирования. Так, проектируемой частью 6 статьи 67 Градостроительного кодекса предусмотрено положение, в соответствии с которым доступ к базе данных сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, размещенный в информационной системе ценообразования, должен осуществляться без взимания платы. При этом положениями проекта акта не предусматривается аналогичных норм в отношении бесплатного доступа к результатам мониторинга стоимости применяемых в строительстве строительных ресурсов, перечню аттестованных специалистов на право проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в отношении финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций объектов капитального строительства и иной информации, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая изложенное, предлагаемое проектом акта регулирование требует соответствующей доработки.

 

9. Проектируемой частью 1 статьи 65 Градостроительного кодекса среди прочего предусматривается положение, в соответствии с которым смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых без привлечения средств бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций, составляется с обязательным применением сметных нормативов, зарегистрированных в федеральном реестре сметных нормативов, если договором не предусмотрено иное.

Представляется, что предлагаемое регулирование носит избыточный характер. Так, установление в рамках проекта акта обязанностей в отношении организаций частных форм собственности, не привлекающих и не использующих в своей хозяйственной деятельности средства бюджетной системы Российской Федерации и средства государственных корпораций, фактически свидетельствует о вмешательстве государства в вопросы заключения коммерческих сделок и заключения соответствующих договоров, которые уже урегулированы в рамках гражданского законодательства Российской Федерации.

Предлагаемое регулирование вступает в противоречие с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми установлена свобода заключения договоров.

Учитывая изложенное, предлагаемое проектом акта регулирование в указанной части подлежит исключению из редакции проекта акта либо доработке в части более четкого установления диспозитивности данной нормы.

 

10. Пунктом 8.6 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта устанавливается полномочие органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности по ведению федеральной государственной информационной системы ценообразования и сметного нормирования.

Одновременно частью 5 статьи 67 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта устанавливается полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по контролю за соблюдением порядка ведения информационной системы ценообразования и сметного нормирования.

Считаем нецелесообразным одновременное установление полномочий Минстроя России по ведению федеральной государственной информационной системы ценообразования и сметного нормирования и осуществлением контроля за соблюдением порядка ведения указанной системы, что приводит к необходимости доработки проекта акта в указанной части.

 

11. Положениями проекта акта не урегулированы вопросы порядка и сроков размещения Минстроем России сметных нормативов в соответствующем реестре, не установлена ответственность соответствующих должностных лиц за несоблюдение указанных сроков и порядка.

Представляется целесообразным доработать в указанной части проектируемую проектом акта статью 66 Градостроительного кодекса.

 

12. Проектируемой частью 1 статьи 65 Градостроительного кодекса среди прочего предусматривается обязательное требование, в соответствии с которым смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций, составляется с обязательным применением сметных нормативов, зарегистрированных в федеральном реестре сметных нормативов.

Установление предлагаемого регулирования на практике способно привести к сложностям в правоприменительной практике и к рискам невозможности в отдельных случаях осуществить подготовку соответствующих смет, проектной документации в случае отсутствия в соответствующем реестре определенных сметных нормативов.

Вместе с тем в соответствии с письмом Минрегиона России от 31 ноября 2010 г. № 40306-ИП/08

 «Об определении стоимости инженерных изысканий, отсутствующих в Справочниках базовых цен на инженерные изыскания для строительства и Сборнике цен на изыскательные работы для капитального строительства» сообщается, что в соответствии с Методическим пособием по определению стоимости инженерных изысканий для строительства, введенным письмом Госстроя России от 31 марта 2004 г. № НЗ-2078/10 (включено в Федеральный реестр сметных нормативов под № 9), стоимость инженерных изысканий, отсутствующих в Справочниках базовых цен на инженерные изыскания для строительства и Сборнике цен на изыскательские работы для капитального строительства, следует определять на основе фактических трудозатрат по форме № 3п, приведенной в МДС 81-35.2004, по согласованию с заказчиком.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в части урегулирования указанной ситуации.

 

13. В дополнение к пункту 1 настоящего заключения требуется отметить следующее.

Руководствуясь поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака Д.Н. от 30 декабря 2014 г. № ДК-П9-9653, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. решениями (http://government.ru/news/16782/), отчетом Счетной Палаты Российской Федерации о результатах контрольного мероприятия «Анализ деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза», ФАУ «ФЦЦС» (http://audit.gov.ru/upload/uf/34/34fed3425d9f6d7da0408deca2914157.pdf), и материалами заседания круглого стола Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 3 июля 2015 г. на тему «Проблемы ценообразования в строительстве» (http://council.gov.ru/actlvity/activities/roundtables/56157), в настоящее время можно выделить следующие вопросы, которые нуждаются в правовом регулировании в сфере сметного нормирования:

— установление полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области сметного нормирования в области градостроительной деятельности;

— повышение прозрачности процедуры разработки сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости строительства, результатов мониторинга стоимости строительных ресурсов, в том числе исключение злоупотреблений в данной сфере и нарушений антимонопольного законодательства;

— установление обязательных правил определения сметной стоимости строительства в текущем (фактическом) уровне цен; установление проверки достоверности сметной стоимости в текущем (фактическом) уровне цен;

— установление нормы, согласно которой исключительные  права на проекты сметных нормативов, проекты индексов изменения сметной стоимости, результаты мониторинга стоимости строительных ресурсов, будут принадлежать Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.

— гарантии опубликования и доступности сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости строительства, результатов мониторинга стоимости строительных ресурсов и иной информации, обязательной для применения при составлении сметной документации на объекты, финансируемые за счет бюджетных средств;

— создание единой информационной системы данных, включающей в себя всю необходимую информацию для составления сметной документации.

Представляется, что указанные вопросы не могут быть решены в полной мере предлагаемым проектом акта регулированием вследствие следующего:

— проектом акта не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— отсутствуют положения о разработке сметных нормативов, направленные на исключение злоупотреблений в данной сфере и нарушений антимонопольного законодательства;

— недостаточно определенно сформулированы вопросы установления порядка опубликования и доступности сметных нормативов и иной информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства (например, не определен срок опубликования информации в информационной системе);

— отсутствуют нормы об установлении исключительных прав Российской Федерации или субъектов Российской Федерации на проекты сметных нормативов, проекты индексов изменения сметной стоимости, результаты мониторинга стоимости строительных ресурсов.

 

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.

 

Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.

 

В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 

О.В. Фомичев

 

Наверх

Ваше сообщение