Ремонт или реконструкция

Организацией оплачены услуги сторонней фирмы по замене полов, оконных переплетов, дверных полотен, установке перегородок, монтажу подвесного потолка, замене кровли. Являются ли данные затраты реконструкцией помещений, или их можно считать капитальным ремонтом? 

ОТВЕЧАЕТ НАТАЛЬЯ МАМОНОВА, налоговый консультант КГ «Что делать Консалт»

Статья 257 НК РФ в качестве критериев отнесения тех или иных работ к реконструкции устанавливает обязательность проведения таких работ в рамках единого проекта и повышения технико-экономических показателей основного средства. целью реконструкции может являться увеличение производственных мощностей, качества и номенклатуры произведенной продукции.

Нормативного акта, который однозначно относил бы состав работ к реконструкции либо к ремонту, в настоящее время не существует.

Наиболее определенным признаком реконструкции в ст. 257 НК РФ является ее проведение по единому проекту. Например, при рассмотрении спора с налоговым органом о квалификации комплекса работ как реконструкции выяснилось, что он производился без разработки и утверждения проекта, и подобное основание явилось достаточным для признания данных работ капитальным ремонтом (Постановление ФАС Московского округа от 25.11.03 №КА-А40/9266-03).

Законодательство о налогах и сборах не раскрывает содержание термина «технико-экономические показатели», который является ключевым для квалификации того или иного комплекса работ.

Представление о составе таких показателей можно получить из анализа определения реконструкции, данного в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.88 №312). В соответствии с Приложением 1 к ВСН реконструкция здания представляет собой комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости иди пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

Соответственно, технико-экономическими показателями будут являться перечисленные в Приложении качественные характеристики здания, которые влияют на производственную деятельность. Общая площадь здания, его строительный объем и вместимость могут быть изменены только в ходе работ по достройке и надстройке здания, т. е. данные мероприятия однозначно могут быть отнесены к реконструкции.

В этом же подзаконном акте дано определение капитального ремонта. Ремонт — это замена изношенных частей на новые, когда функционально для основного средства ничего не меняется, не расширяются его возможности, не улучшаются технические характеристики.

При капитальном ремонте основного средства технико-экономические показатели не улучшаются, а восстанавливаются. К ремонтным работам (затратам, не увеличивающим инвентарную стоимость объекта) относятся такие виды работ, после которых не улучшаются (не повышаются) показатели объекта.

В настоящее время термин «реконструкции» также раскрывается в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.04 №190-ФЗ как изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно- технического обеспечения.

Существует и арбитражная практика, касающаяся разграничения понятий «ремонт» и «реконструкция» объектов основных средств.

Как указано в Постановлении ФАС МО от 16.01.03 №КА-А40/8739-02, как при капитальном ремонте, так и при реконструкции возможна перепланировка объекта, но при капитальном ремонте это осуществляется без изменения основных технико-экономических показателей здания, а при реконструкции — именно с такими изменениями, что и является отличием рассматриваемых терминов. Следовательно, в ходе капитального ремонта может проводиться перепланировка помещений. Таким образом, существенным признаком реконструкции является изменение технико-экономических показателей здания. Однако в материалах налоговой проверки, а также в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об улучшении (повышении) ранее принятых нормативных показателей функционирования здания (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) или об изменении технико-экономических показателей здания (количества и площади помещений, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т. д.). При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу, что налоговая инспекция в нарушение п. 6 ст. 108 НК РФ и ст. 53 АПК РФ не доказала, что спорные работы носят характер реконструкции.

В Постановлении ФАС МО от 12.05.05 №КА-А40/3443-05 вывод суда о том, что работы, произведенные на основании договоров подряда, являются ремонтно-строительными работами, а не работами по реконструкции объекта, сделан на основании анализа предмета заключенных договоров, смет, актов о приемке работ… Проект реконструкции спорного объекта не разрабатывался и не утверждался, а выполненные работы, как установлено судом, не соответствуют понятию «реконструкция», приведенному в п. 2 ст. 257 НК РФ.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.01.05 №А56-11741/04 основные аргументы судей были такими. Во-первых, налоговые органы не указали, каким образом производство неотделимых улучшений способствовало совершенствованию производства и повышению его технико-экономических показателей, увеличению производственных мощностей, улучшению качества и изменению номенклатуры продукции (признаки реконструкции, сформулированные в п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Во-вторых, характер использования помещений не позволяет квалифицировать произведенные работы (отделка помещения и установление перегородок) как реконструкцию или техническое перевооружение, поскольку при этом не изменяются сущностные характеристики помещений в целях сдачи собственником их в аренду или в субаренду.

В Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.02 №КА-А40/6684-02 суд указал, что при реконструкции должно происходить увеличение площади всего здания в целом, а не его отдельных помещений.

Как видно из приведенных примеров, суды в принятии решений опираются не только на понятия, определенные в НК РФ, но и пользуются отраслевыми документами по строительству. Следовательно, организации во избежание разногласий с налоговой инспекцией необходимо располагать соответствующими документами, на основании которых можно однозначно сказать, что проведено — ремонт или модернизация (реконструкции).

Один из таких документов — дефектная ведомость. Ремонт — это устранение неисправностей. Поэтому прежде всего эти неисправности необходимо выявить и зафиксировать документально. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому организации могут составить ведомость в произвольной форме. В то же время нежелательно, чтобы в этой ведомости фигурировал термин «реконструкция объектов и помещений», поскольку это провоцирует спор с налоговой инспекцией.

Заключение о недостатках помещения, которые необходимо устранить, может дать и сторонний эксперт. Это может являться дополнительным аргументом в споре.

По нашему мнению, замена полов, оконных переплетов, дверных полотен, установка некапитальных перегородок, монтаж подвесного потолка, замена кровли, частичная перепланировка и другие аналогичные работы не являются реконструкцией, так как фактически не изменяют характеристики помещения, направлены на поддержание имущества в рабочем состоянии и связаны с заменой изношенных частей. В этой связи желательно, чтобы в графе «Примечание» дефектной ведомости было указание на замену изношенных частей на новые.

Наверх

Ваше сообщение