Уплата неустойки за неисполнение контрактов

В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ КОНТРАГЕНТ НЕ ИСПОЛНЯЕТ СВОЕВРЕМЕННО СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЕ ВПРАВЕ ПОТРЕБОВАТЬ УПЛАТЫ НЕУСТОЙКИ (ШТРАФА, ПЕНЕЙ). БУХГАЛТЕРСКИЕ ЗАПИСИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ЗАВИСЯТ ОТ РЯДА ФАКТОРОВ. РАССМОТРИМ ИХ ПОДРОБНО, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ.

 

ПРЕДУСМОТРИТЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ В КОНТРАКТЕ

 В случае нарушения сроков контракта, заключенного по итогам размещения заказа, его условиями может быть предусмотрена уплата неустойки, штрафа или пеней в установленном размере. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения такого обязательства начиная со следующего дня после даты истечения закрепленного в контракте срока исполнения. Обратите внимание: размер неустойки не может быть ниже предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг…». То есть в рассматриваемом случае ее объем устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты неустойки. Позиция главного финансового ведомства относительно действий учреждения в такой ситуации отражена в письме Минфина России от 26 декабря 2011 № 02-11 -00/5959.

 

ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ ЗАВИСИТ ОТ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ

 Порядок взыскания неустойки с поставщика (подрядчика, исполнителя) зависит от типа учреждения: бюджетного или казенного. Так, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Принимая во внимание положения статей 125, 126 Гражданского кодекса РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, возникающих из госконтрактов, кредитором в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд. И кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров, заключенных ими по итогам размещения заказа, становятся сами бюджетные учреждения. При оплате гражданско-правовых договоров такое учреждение вправе руководствоваться положениями статьи 410 Гражданского кодекса РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил. С казенными учреждениями все сложнее. При неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств, возникающих из контракта, их исполнение должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором. В отношении уплаты неустойки кредитору-публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что, согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, средства от применения мер гражданско-правовой ответственности признаются неналоговыми доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

 

ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

 Из анализа приведенных норм можно сделать вывод, что исполнение обязательства по перечислению неустойки, штрафа или пеней получателя бюджетных средств в доход бюджетной системы РФ по условиям государственного (муниципального) контракта возлагается на заказчика (ст. 313 Гражданского кодекса РФ). Эта статья регламентирует исполнение обязательства третьим лицом. В рассматриваемом нами случае государственный (муниципальный) заказчик за исполнителя удерживает и перечисляет в бюджет сумму неустойки по контракту.


Содержание операции

Дебет

Кредит

Получены лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

1 501 15 310

«Полученные лимиты бюджетных обязательств по приобретению основных средств»

1 501 13 310

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению основных средств»

Приняты обязательства согласно заключенному государственному (муниципальному) контракту

1 501 13 310

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению основных средств»

1 502 11 310

«Принятые обязательства по приобретению основных средств»

Предъявлена учреждением в адрес поставщика (исполнителя) неустойка на условиях государственного (муниципального) контракта

1 205 41 560

«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

1 401 10140

«Доходы от сумм принудительного изъятия»

Принято к учету обязательство в сумме произведенной поставки(выполненных) работ

1 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

1 302 31 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Принято денежное обязательство по оплате согласно государственному (муниципальному) контракту (в сумме произведенной поставки (выполненных работ))

1 502 11 310

«Принятые обязательства по приобретению основных средств»

1 502 12 310

«Принятые денежные обязательства по приобретению основных средств»

Оплачены с лицевого счета получателя денежных средств в доход бюджета суммы неустойки, удержанной во исполнение обязательства

1 302 31 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

1 304 05 310

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному (муниципальному)контракту

1 210 02 140

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»

1 205 41 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

Произведена оплата обязательства по государственному (муниципальному) контракту (в сумме неисполненных денежных обязательств)

1 302 31 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

1 304 05 310

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»

В таком варианте начисление по исполнению денежного обязательства по госконтракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства подрядчиком (поставщиком), о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки. Контракт также может быть оплачен исполнителю в размере суммы, уменьшенной на объем неустойки, пеней, штрафов, при условии перечисления в установленном порядке неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Перечисление производится на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого перечисляется неустойка по условиям контракта. Исходя из пунктов 2 и 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, начисленные и поступившие в доход бюджета суммы неустойки, пеней, штрафов по госконтракту (на основании актов) учитывают подведомственные главному администратору доходов администраторы согласно соответствующему правовому акту. Операции по исполнению обязательств, принимаемых по государственному (муниципальному) контракту, а также операции по предъявлению требований по уплате неустоек, пеней, штрафов и исполнению указанных требований отражаются в бюджетном учете следующими проводками (см. таблицу).

 

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ

 В положениях госконтракта можно прописать, что исполнение обязательства по перечислению неустойки, штрафа или пеней в доход бюджета возлагается на госзаказчика. При условии перечисления заказчиком неустойки в доход бюджета сумму контракта можно уменьшить на величину неустойки.

 

По материалам интернет-ресурсов

Рекомендуйте курсы
и получайте стабильный доход
Наверх

Ваше сообщение