Стиль рационализм
Важнейшим этапом в развитии новейших представлений о дизайне интерьера, функциях и задачах было направление рационализм. Сам термин (от лат. nalis — разумный) не может полностью описать яркое и важное явление, смысл которого не сводится только к разумности, целесообразности и рациональности. Так как рационализм был ориентирован только на архитектуру и дизайн интерьера, он не является стилем — это направление. Архитекторы и дизайнеры-рационалисты разных стран самым важным в дизайне считали пространство.
В России рационализм появился в 1920 году. Знаменитый русский архитектор-новатор начала XX века, замечательный преподаватель и один из основоположников отечественного архитектурного дизайна Ладовский так выражал кредо русских рационалистов: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством… Пространство хотя и фигурирует во всех видах искусства, но лишь архитектура дает возможность правильного чтения пространства… Пространство, камень — материал архитектуры…». Ладовский уделял очень большое внимание развитию у своих учеников восприятия объемно-пространственной структуры. Он впервые в международной практике разработал «психоаналитический метод» преподавания, «Архитектор, задумывая то или иное сооружение, прежде всего должен скомпоновать пространство, не интересуясь материалом и конструкцией, — утверждал Ладовский. — Основной принцип конструктора вкладывать минимум материала и получать максимум результата».
На Западе родоначальником этого направления считается великий американский архитектор и дизайнер Фрэнк Ллойд Райт. Он создал свое собственное течение, которое называется органичная архитектура. Являясь самостоятельным авторским методом, органичная архитектура заключает в себе все главные рационалистические принципы. Она одновременно стала и началом, и классикой западного рационализма. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры», — говорил великий американский архитектор. На родине, в Соединенных Штатах, его долгое время не понимали и не принимали. Райт находился в изоляции, так как в начале XX века в Америке главным методом работы была эклектика, и передовые методы работы Райта не были должным образом оценены. Бруно Таут вспоминал, что упоминание имени Райта считалось неприличным. Зато рационалисты и функционалисты всей Европы сразу восприняли его идеи и заслуженно почитали его как учителя.
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом.
Органичная архитектура
Райт считал, что раньше архитектурные сооружения — творение рук человеческих — противопоставлялись окружающему пространству как нечто противоположное природе. Такой подход неизбежно приводил к неорганичным, противоречивым взаимоотношениям архитектурных объектов с окружающей средой. В органичной архитектуре Райт создал новый принцип, в котором рассматривал архитектуру в гармоничной целостности с окружающим ландшафтом — и не только внешнюю форму, но и внутреннее ее пространство, а именно интерьер.
Существует два названия: «органичная архитектура» и «органическая архитектура», при этом они обозначают одно и то же. Скорее всего, такая ситуация возникла из-за неточных переводов. Чтобы не запутаться, стоит вспомнить этимологию этих слов в английском и русском языках. Если следовать контексту райтовского метода, то напрашивается понятие «органичный», но в английском языке нет слова «органичный». Зато в нашем языке существуют слова и «органичный», и «органический». Их значения отличаются. «Органический» связан с органикой, органическими процессами, что абсолютно не является смыслом архитектуры Райта. А «органичный» выражает единство и согласованность и по смыслу полностью соотносится с райтовскими идеями. Сам Райт, отвечая на вопросы журналистов в 1953 году о сущности его творческого метода, говорил, что он не употребляет слово «organic» в смысле «принадлежащий к растительному или животному миру». Он отмечал, что в его архитектуре — «изнутри наружу» — идеалом является целостность и органичное единство пространств внутри помещения и природной среды снаружи.
Новаторская идея Райта о непрерывности как внешнего, так и внутреннего пространства, в свою очередь, породила абсолютно новый прием, так называемый «свободный план», который стал излюбленным многими современными дизайнерами интерьера, независимо от стилей и предпочтений. Главные принципы свободных планировок Райта следующие:
Не делать из комнаты коробку, и из дома другую коробку. Уменьшить до минимуме число перегородок, создающих отдельные комнаты и доме. Пространство должно быть пронизано воздухом и свободно просматриваться. Райт предложил разделять пространство «ширмами» на переходящие друг в друга зоны, создающие ощущение единства. В качестве ширмы может выступать мебель. Даже необходимые проемы, ведущие «наружу» или «внутрь», должны быть не просто отверстиями, прорезанными в стенах, а «прозрачными ширмами», которые тоже отгораживают разные пространства.
Интерьер, предметы обстановки должны быть единой частью здания как элементы органичной архитектуры. Райт предлагал исключить работу декоратора, который обязательно будет применять завитушки и цветочки, являющиеся лишь оформлением случайного характера, как не имеющей органичной связи с целым.
Связывать здание и внутренние помещения с окружающим ландшафтом. Больше использовать горизонтально направленных частей в интерьере для подчеркивания связи с землей. Горизонтальные плоскости полов и других частей дома должны стать продолжением окружающего природного пространства. В строительстве и отделке помещений по возможности использовать местные природные материалы.
Планировок подобного характера еще не существовало. Бесконечные переписи и бесчисленные двери сменило более подходящее для жизни свободное, наполненное воздухом пространство. Впервые в дизайнерской практике появился новаторский принцип пространственности интерьера.
Источник: http://artdeco2011.ru